Рембрандт Харменс ван Рейн. Автопортрет Рембрандта, 1661
Автопортрет Рембрандта, 1661. Холст, масло, 114х91. Кенвуд Хаус, Лондон, Английское наследие
Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. По существу, это второй из серии автопортретов, на которых он предстает с мольбертом, кистями и муштабелем, употребляемым живописцами в качестве опоры для руки.
Свет на заднем плане — необычный прием, необходимый для того, чтобы зритель увидел кривые линии на стене за спиной портретируемого.
Много объяснений предложено на сей счет; в наши дни популярна версия: эти линии — связь с творчеством таких легендарных художников, как Апеллес и Джотто, которые демонстрировали свое мастерство, рисуя одну безукоризненно правильную линию или круг.
Если это объяснение верно, автопортрет утверждает право художника считаться подлинным мастером своего времени. |