На главную
Рембрандт
"Я всю жизнь во всем искал естественность природы, никогда не увлекался ложным блеском форм. Художника делает великим не то, что он изображает, а то, насколько правдиво воссоздает он в своем искусстве природу. Жизнь - это все для меня..."

Биография    
    Статьи
    Портреты
    Автопортреты       
    Мифология    
    Графика
    Жанры
Сын мельника    
    Нищета
    Счастье
    Нет традициям       
    Новые этапы    
    Бедность
    Итоги

Книжки о Рембрандте:   Г.Д.ГулиаГ.ШмиттА.КалининаТ.ФрисГ.НедошивинЭ.Фромантен

Хендрикье
Портрет
Хендрикье
Стоффельс, 1659


   
Сын Рембрандта
Портрет сына
Титуса, 1657


   
   
Автопортрет с Саскией
Автопортрет
с Саскией
на коленях, 1635

   

   
Ян Сикс
Портрет Яна
Сикса, 1654


Рембрандт. Предисловие к роману

Читатель биографической повести или романа надеется найти в предисловии прежде всего ответ на вопрос, что в книге соответствует истине, а что является плодом вымысла автора. Это отнюдь не праздный вопрос, хотя в данном случае и автор книги и автор предисловия поставлены в особые условия. Эти особые условия определяются прежде всего тем, что главным источником наших знаний о жизни и деятельности героя книги являются картины, офорты и рисунки - свидетели, как известно, бессловесные. Однако понимание истинного значения Рембрандта рождается именно в результате правильного прочтения этих бессловесных документов. В этом отношении авторы повестей и романов о Рубенсе или Ван Гоге находятся в несравненно лучшем положении. Большое эпистолярное наследие, оставленное этими художниками, явилось исчерпывающим источником дополнительной информации о их жизни и творчестве и донесло до нас, кроме того, их живой, разговорный язык. От Рембрандта и о Рембрандте сохранилось очень мало: семь писем, которые являются, скорее, деловыми записками, воспоминаниями его ученика Самюэля ван Хохстратена, и несколько слов Константейна Хейгенса, хотя и очень ценных, так как относятся к молодым годам жизни мастера, но и очень ограниченных, так как в те годы Рембрандт еще не стал полностью Рембрандтом. Гледис Шмитт (род. в 1909 г.) - опытная писательница, известная главным образом как автор исторических романов. Прежде чем сесть за книгу, она, конечно, внимательно изучила не только названные, но и десятки и сотни других прямых и косвенных источников - документов и художественных произведений того времени. Это позволило ей создать правдивые характеры и верный исторический фон. Автор внимательно проштудировала также многочисленные искусствоведческие ис следования о творчестве гениального голландского живописца и графика. Весьма важно при этом, что в своих оценках она опирается на выводы прогрессивной критики. Со страниц книги перед нами встает убежденный демократ, горячо любящий свой народ и тесно связанный с его судьбами, художник-новатор, решительно порывающий с приемами эпигонского искусства, - художник, обогативший западноевропейский реализм новым мощным средством выразительности - психологизмом. Наконец, со страниц книги встает живой человек: счастливый в любви и несчастный в семейной жизни, неистовый в творчестве и затравленный в обществе, грубый и нежный, любящий и заботливый сын и отец. И в этом, пожалуй, главная ценность книги Гледис Шмитт. Созданный писательницей живой образ художника делает для читателя ближе и понятнее его искусство.
Глубоко и серьезно разбираясь в специфически искусствоведческих проблемах, встающих в связи с изучением жизни и творчества Рембрандта, автор тем не менее нигде не стремится подменить историка искусства. Более того, сознавая, что углубление этих проблем, вынесение оценок как отдельным произведениям, так и всему творчеству Рембрандта с нашей современной точки зрения, но устами современников художника выглядело бы искусственным и даже фальшивым, автор предпочитает оставаться на позициях романиста, избегающего авторских отступлений. Поэтому единственно возможной формой послесловия в этом случае является, как нам кажется, искусствоведческая статья, которая поможет читателю понять и оценить истинное значение гения Рембрандта, его историческую роль в развитии западноевропейского и мирового реализма и непреходящую ценность созданных им шедевров. Но вполне естественно, что главный упор в этой статье сделан в первую очередь на анализ произведений, по той или иной причине упомянутых в романе. Эти же произведения, как правило, включены и в иллюстрации книги. В послесловии дается также современная оценка фактам и событиям в жизни Рембрандта, либо недостаточно полно, либо не вполне верно освещенным в романе, который печатается с небольшими сокращениями. Что же касается главного вопроса читателя - кто из героев романа существовал на самом деле, - то в конце книги приведен список достоверных лиц, упомянутых автором. В начале XVII века родина Рембрандта переживала важнейшие события, - здесь была успешно завершена буржуазная революция и связанная с нею национально-освободительная война против владычества Испании. Победа революции дала простор развитию производительных сил страны. Она открыла огромные возможности экономического, политического и культурного прогресса. Быстро восстановив разрушенное войной хозяйство, молодая республика появилась на мировой арене в качестве крупнейшей торговой и колониальной державы. Бурному экономическому подъему сопутствовало интенсивное развитие естественных наук. Важнейшие открытия были сделаны в географии, астрономии, физике, медицине. Голландия XVII века - родина выдающихся ученых и философов. Мировой известностью пользовались ее университеты и издания амстердамских и лейденских типографий.  читать далее »

стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 » стр 7 » стр 8 » стр 9 » стр 10 » стр 11 »


Рекомендуемые сайты от Рембрандта:

• 

Гледис Шмитт. "Рембрандт". Исследование жизни и творчества Рембрандта » предисловие »



Книга первая:

Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Часть четвертая


Книга вторая:

Часть пятая
Часть шестая
Часть седьмая
Часть восьмая


Книга третья:

Часть девятая
Часть десятая
Часть одиннадцать
Часть двенадцать


Книга четверая:

Часть тринадцать
Часть четырнадцать
Часть пятнадцать
Часть шестнадцать


Книга пятая:

Часть семнадцать
Часть восемнадц
Часть девятнадц
Часть двадцатая



Художник Рембрандт Харменс Ван Рейн. Картины, рисунки, критика, биография
Rembrandt Harmens van Rain, 1606-1669   www.rembr.ru   e-mail: help(a)rembr.ru