Портрет Хендрикье Стоффельс, 1659
|
|
Портрет сына Титуса, 1657
|
|
|
Автопортрет с Саскией на коленях, 1635
|
|
|
|
Портрет Яна Сикса, 1654
|
Рембрандт. Предисловие к роману
Рембрандт ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Лейдене, городе, за три десятка лет до того прославившем себя героической борьбой против испанских угнетателей. Лейден издавна был центром высокой духовной культуры, после войны же к иным его культурным учреждениям добавился университет, право на основание которого город получил в награду за свой героизм. Характерно, что это право город предпочел освобождению на вечные времена от налогов.
Рембрандт был не единственным (восьмым) ребенком в среднего достатка семье - мельника Хармена Герритса ван Рейна. Но, по-видимому, особая одаренность мальчика проявилась рано, так как только ему одному родители не предназначили удел ремесленника, а решили дать наилучшее по тем временам образование. Вначале Рембрандт поступил в латинскую школу, а по окончании ее - в университет. Тяга юноши к искусству была так велика, что он вскоре оставляет университет и начинает учиться живописи, но знакомство с основами гуманитарного образования оказалось не напрасным для будущего художника, и мы прекрасно ощущаем в его творчестве знание античных авторов, мифологии, культуры.
Первым учителем Рембрандта в живописи был Якоб ван Сваненбюрх, лейденский живописец, происходивший из патрицианской семьи и долгие годы проведший в Италии. Мы не находим в творчестве Рембрандта следов воздействия этого малозначительного художника, однако именно ему Рембрандт был обязан приобретением основных навыков ремесла. Проучившись положенные в то время всякому ученику три года у Сванен-бюрха, но, видимо, неудовлетворенный, Рембрандт отправился в Амстердам, где он проводит полгода (1625) в мастерской Питера Ластмана, известного художника, главы амстердамской школы «исторической» живописи. Следует сказать, что под «исторической» живописью в XVI- XVIII веках понималось не только изображение событий из истории. Так назывались также картины на мифологические и литературные темы.
Обучение у Ластмана, несомненно, дало Рембрандту многое. Влияние учителя еще долго чувствуется у него в композиционных приемах и колорите картин, костюмах персонажей, характере трактовки отдельных форм. Но определяющего значения в формировании искусства Рембрандта творчество Ластмана не получило. Питер Ластман был представителем старейшего поколения голландских живописцев. Его исторические картины, несмотря на мастерство выполнения и отдельные реалистические детали, отличались надуманностью и театральной риторичностью даже тогда, когда содержали намеки, правда очень слабые, на современные художнику события. Рядом с полнокровными, глубоко индивидуальными образами современников, созданными в реалистическом искусстве Франса Хальса и других художников-реалистов начала XVII века, герои Ластмана выглядят бледными и почти лишенными индивидуального характера.
У нас нет сведений о конфликте между Рембрандтом и Ластманом, подобном тому, какой изобразила в своем романе Гледис Шмитт, но творческие расхождения между обоими художниками очевидны. Рембрандт понял, что историческая живопись Голландии не могла задерживаться на ластманском этапе, когда другие жанры (портрет и бытовая живопись) уже поставили своей задачей изображение индивидуального человеческого характера, конкретных человеческих чувств. Поэтому молодой художник, оставаясь в рамках традиционных библейских и мифологических сюжетов, стремился овладеть искусством передачи реальных действий и чувств человека. Это стало в дальнейшем тем новым качеством, которое вместе с Рембрандтом вошло в голландскую живопись. Но даже если учитывать, что определенная причина для расхождения между Рембрандтом и Ластманом существовала, все же следует признать, что конфликт в романе слишком акцентирован и упрощен: взаимоотношения учителя и ученика были сложнее - влияние Ластмана на Рембрандта не было для последнего неосознанным. Так, уже покинув мастерскую учителя, Рембрандт продолжает копировать его произведения (имеется, например, копия Рембрандта с картины Ластмана «Сусанна и старцы»).
По возвращении в родной город (1626) Рембрандт с жаром отдается самостоятельной работе. Первые годы его деятельности были временем накопления опыта и пробы сил. С живейшим интересом молодой художник обращается ко всему, что видит вокруг себя, запечатлевая свои наблюдения в многочисленных зарисовках и офортах. Одновременно он претворяет найденное им в законченные композиции. Примером подобной работы может служить датированная 1629 годом картина «Иуда возвращает сребреники», написанная на евангельский сюжет. Иуда, мучимый раскаянием, возвращает иудейским старшинам тридцать сребреников, полученных им за то, что предал он своего учителя и друга Иисуса Христа. Правда, поиски наибольшей убедительности в передаче события приводят здесь молодого художника к излишней, повышенной экспрессии. Такое впечатление создают сгрудившиеся люди, взмахи их рук, искаженные лица.
читать далее »
стр 1 »
стр 2 »
стр 3 »
стр 4 »
стр 5 »
стр 6 »
стр 7 »
стр 8 »
стр 9 »
стр 10 »
стр 11 »
|