Портрет Хендрикье Стоффельс, 1659
|
|
Портрет сына Титуса, 1657
|
|
|
Автопортрет с Саскией на коленях, 1635
|
|
|
|
Портрет Яна Сикса, 1654
|
Рембрандт. Предисловие к роману
«Заговор Юлия Цивилиса» постигла судьба «Ночного дозора». Но и на этот раз Рембрандт остался верен себе. Демонстративное непризнание наивысших творческих достижений художника не поколебало его глубокой веры в правильность избранного им пути. Годы приносят Рембрандту все новые жизненные испытания. Неуклонно ухудшается его материальное положение. Еще в 1656 году в результате наступившего разорения продается с аукциона за долги его имущество - дом и великолепные коллекции, собранные с любовью и тонким пониманием. Художник был вынужден переехать со своей семьей в один из беднейших кварталов Амстердама, где протекали последние годы его жизни. В 1663 году умирает его самоотверженный друг и опора - Хендрикье, а в 1668 году, за год до своей смерти, Рембрандт теряет и своего единственного сына Титуса. Он остается с юной дочерью от Хендрикье - Корнелией.
Созданное художником в 1660-е годы, последние годы его жизни, свидетельствует о том, что неиссякаемую творческую силу и духовную мощь художника не сломили ни несчастья, ни старость. Потрясающие по своей жизненной правдивости, проникнутые светлым гуманизмом произведения этих лет, из которых почти каждое - величайший шедевр, как бы подводят величественный итог тем творческим исканиям подлинно реалистического искусства, которые были сущностью всего жизненного пути гениального художника. Среди этих произведений последних лет наиболее совершенным по строгости и выразительности формы, наиболее глубоким и человечным по содержанию является «Возвращение блудного сына». Здесь находит свое наивысшее воплощение любовь к обездоленному и страдающему человеку, о духовной ценности которого Рембрандт рассказывал на протяжении всего своего творческого пути.
Евангельская притча о блудном сыне рассказывает о том, как легкомысленный юноша, взяв причитавшуюся ему долю отцовского имущества, покинул родной дом в поисках развлечений. Проведя жизнь, полную мытарств и позора, он решил вернуться в отчий дом, где нашел прощение, любовь и отдых. Тема возвращения блудного сына давно интересовала Рембрандта. Он неоднократно касался ее в офортах и рисунках. В картине величественная идея воплощается в лаконичной и предельно выразительной композиции. Доминируют строгие вертикали стоящих фигур, спокойных и величавых. Одеяния отца ниспадают широкими складками, очертания его фигуры полностью включают в себя контуры фигуры сына, что еще более подчеркивает неразрывную объединенность этих двоих людей и придает группе особую монументальность. Эмоциональное воздействие картины определяется нерасторжимой связью освещения и колорита. В жарком горении красок, вызванных к жизни светом, фигуры как бы вырастают из темноты, и среди приглушенных зеленовато- и красновато-коричневых тонов окружения в луче света наиболее ярко выделяется красный, словно несущий горячее чувство цвет плаща отца. Особую широту и свободу приобретает в этой картине сложная живопись, свойственная позднему искусству Рембрандта. В освещенных местах краска накладывается выпукло-шероховато - часто не кистью, а шпателем или даже пальцем. Красочная поверхность картины, кажущаяся вблизи хаосом разнообразной формы мазков, становится на расстоянии выразительной и сверкающей.
Последняя картина художника, «Симеон во храме», осталась незаконченной. В настоящее время она освобождена от многочисленных позднейших записей, и можно сказать, что она обещала быть прекрасным произведением, достойным своего великого творца.
Рембрандт скончался 4 октября 1669 года. Смерть его прошла почти не замеченной современниками: в Голландии того времени по любому незначительному поводу создавались оды, наполненные выспренними излияниями. Однако о кончине Рембрандта мы узнаем лишь по краткой записи в погребальной книге церкви, при которой он был похоронен.
Глубокое идейное содержание творчества Рембрандта, воплощенное им в художественные образы потрясающей реалистической силы, делает его одним из величайших художников прошлого. Искусство Рембрандта - искусство больших идей и глубоких чувств. В мыслях и чаяниях народных масс художник нашел богатый источник своего творчества. Эти демократические основы рембрандтовского искусства обусловили его реалистическую направленность. Произведениям Рембрандта присуще глубокое раскрытие противоречий действительности. С прозорливостью гениального реалиста он объективно отражает в своем искусстве социальную несправедливость, царившую в современном ему обществе, где беззастенчиво подавлялись права и передовые устремления человека. Проникнутое безграничной любовью к людям, творчество Рембрандта призывает к уважению этих прав.
На протяжении веков в творчестве Рембрандта искали и неизменно находили поддержку прогрессивные деятели человеческой культуры. Глубоким уважением и любовью пользовалось реалистическое мастерство Рембрандта у Делакруа, Курбе, Домье, Репина, Стасова, Сурикова, Крамского.
Читателю, внимательно познакомившемуся с книгой Гледис Шмитт, образ гениального голландского живописца стал ближе и понятнее. Книга рассказала ему о жизни и быте Голландии XVII столетия, познакомила с семьей художника и другими обитателями патриархального Лейдена. Она показала большой и шумный Амстердам - молодую столицу республики, центр мировой торговли и культуры, где жизнь бьет ключом и где нувориши и сохранившая свои позиции знать пользуются всеми ее благами, а простой народ влачит самое жалкое существование. Читатель увидел Рембрандта на сияющей вершине славы и богатства и Рембрандта, безжалостно разоренного вчерашними друзьями, ввергнутого во мрак забвения и нищеты. После этих страниц книги читателю станут особенно понятны резкие контрасты искусства Рембрандта: яркий свет и глубокие тени, ликующие и мрачные краски колорита, темы счастья и дружбы, печали и одиночества. Это контрасты тогдашней голландской действительности, контрасты жизни самого художника. И если теперь читатель вновь или впервые окажется перед картиной Рембрандта и узнает в ней частицу этой жизни, он будет благодарен автору книги:
искусство великого голландца стало ему ближе и дороже. (И. Линник).
читать книгу »
стр 1 »
стр 2 »
стр 3 »
стр 4 »
стр 5 »
стр 6 »
стр 7 »
стр 8 »
стр 9 »
стр 10 »
стр 11 »
|