Софониба принимает чашу с ядом, 1634
|
|
Мужчина со шляпой, 1635
|
|
|
Даная, 1647
|
|
|
|
Даная, деталь
|
Рембрандт - вдохновенный порыв к счастью
Великий гуманист, Рембрандт всегда мечтал о красоте и гармонии человеческих отношений, о взаимопонимании людей и об их счастье. Мечта о человеческом счастье выражена и в картине «Даная» (1636-1646 гг., Ленинград, Государственный Эрмитаж).
«Даная» (см. справа) - одна из наиболее совершенных и наиболее загадочных картин художника. Уже более ста лет искусствоведы многих стран ведут дискуссию о нюансах ее трактовки. Название картине дано в присутствии автора в 1656 году, когда производилась опись его имущества как несостоятельного должника. Из кладовой, в которой хранилась одежда и другие аксессуары, использовавшиеся при создании Рембрандтом портретов, была извлечена картина, внесенная в инвентарную опись под номером 347 и названная «Большая картина «Даная».
Такое название долгое время подвергалось сомнению: изображенное на картине во многом не соответствует привычной трактовке мифа о Данае. Согласно мифу, аргосский царь Акрисий, поверив предсказанию оракула, что погибнет от руки внука, заключил свою единственную дочь Данаю в медную башню, куда не мог попасть никто из смертных. Но верховный бог древнегреческой мифологии, владыка богов и людей Зевс проник в башню под видом золотого дождя. Даная родила от Зевса сына Персея. Узнав об этом, разгневанный Акрисий распорядился замуровать дочь и внука в ящик и бросить в море. Но ящик был выловлен, заточенные в нем мать и сын спасены.
Как рассказывается далее в легенде, Персей, обладавший огромной силой и мужеством, совершил много подвигов. Сбылось и пророчество оракула. Однажды, участвуя в соревновании по метанию диска, Персей оказался в стране своего деда. Неточно брошенным диском он убил Акрисия.
Мотивы мифа о Данае и Персее использовались во многих произведениях искусства. Еще с времен Древней Греции сохранился краснофигурный кратер «Даная» - ваза особой формы, хранящаяся в Эрмитаже. На одной ее стороне изображена возлежащая одетая Даная, на которую ниспадает золотой дождь. На другой стороне вазы запечатлен момент, когда Даная и ее сын, родившийся от Зевса, заточаются в большой ящик, который должен быть брошен в море.
В этом же духе воплощают легенду о Данае многие художники. Наиболее известны картины «Даная» итальянского художника Тициана Вечеллио (1476/77 -1576) в трех вариантах (ок. 1554 г., Мадрид, Музей Прадо; Ленинград, Государственный Эрмитаж; Вена, Художественно-исторический музей). На каждом из этих полотен на Данаю ниспадает золотой дождь. Старуха служанка ловит драгоценные золотые дождинки в свой фартук. Ликуют амуры.
В картине голландского художника Я.Госсарта (1478- 1533), созданной в 1527 году, ощущается одновременно влияние античных и евангелических традиций. Даная Госсарта сидит в темной одежде, с возведенными к небу глазами, с серьезным и сосредоточенным лицом, как бы пытаясь осознать, что с ней происходит. Из небольшого облака у потолка на нее падают мельчайшие крупинки золотого дождя. Ее поза и выражение лица напоминают иконописные изображения девы Марии в момент сошествия на нее «святого духа».
На гравюре А. де Брейна - «Даная» 1543 г.- золотой дождь осыпает и саму Данаю, и ее ложе. Кое-что попадает и в поднятый передник служанки. Схоже изображают этот сюжет одноименные работы художников И.Вирикса и Д.Кальварта. Несколько иначе представил этот миф неизвестный французский художник. На его гравюре «Даная», созданной в середине XVII века, появление Зевса представлено как большое стихийное бедствие. Рушатся колонны, стены. Мощный поток золотого дождя все заливает на своем пути. Па дают попавшие в этот поток люди, взывают о помощи. Сама Даная едва приметна, где-то на заднем плане под высоким балдахином. Стоящая рядом ее служанка собирает золотой дождь в высоко поднятое блюдо.
Отошел от традиции А.Корреджо (1489- ок. 1534). В его картине «Даная» запечатлен момент, предшествовавший появлению Зевса. Даная беззаботно играет с Амуром, стаскивающим с нее покрывало, а над ее головой уже собралась тучка, из которой должен появиться золотой дождь.
Все указанные и многие другие картины на названную тему по существу иллюстрируют миф в его исторически сложившемся толковании: небесные силы разрушают жестокий замысел отца Данаи - лишить ее человеческого счастья. Рембрандт решает этот сюжет иначе. В его знаменитой картине нет золотого дождя. Лежащая на кровати женщина порывисто приподнимается навстречу яркому потоку солнечных лучей, льющихся из-за тяжелой портьеры, которую отодвигает служанка. В руках последней - связка ключей и большой пустой кошелек. В картине были и другие отступления от известного сюжета, и они долгое время порождали сомнения в том, действительно ли в произведении изображена Даная.
Из выражений лиц обеих женщин на этом произведении явствует, что они кого-то ждут, в то время как в соответствии с мифом Зевс появился неожиданно. Даже если принять допущение, предлагаемое некоторыми исследователями, что Рембрандт отступил от содержания мифа и в его варианте Зевс мог дать знать о своем появлении, то и тогда оставалось необъясненным, почему обе женщины смотрят не вверх, откуда должен политься золотой дождь, а прямо, вперед. Лицо главной героини отражает целую гамму чувств: к выражению радости и надежды примешивается оттенок сомнения, недоверия. У ее изголовья, над спинкой кровати, изображен горько плачущий амур со скованными руками...
стр 1 -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4 -
стр 5
|