Софониба принимает чашу с ядом, 1634
|
|
Мужчина со шляпой, 1635
|
|
|
Даная, 1647
|
|
|
|
Даная, деталь
|
Вдохновенный порыв к счастью. Часть пятая
В этих работах некоторые художники Голландии достигли исключительного мастерства. Таковы прекрасно исполненные произведения Герарда Терборха (1617 -1681). На его картине «Женщина, моющая руки» - комната богатого бюргерского дома. Хозяйка в роскошном платье, шелковый блеск которого мастерски передан художником. Прозрачная вода струится из кувшина, находящегося в руках горничной. Теплый колорит картины, мягкий свет, льющийся из окон, создают впечатление покоя, полного благополучия. На другой картине - «Письмо» - изображена сидящая дама в атласном платье.
Рядом стоит посыльный, терпеливо и почтительно ожидающий ответа на послание.
В произведениях другого современника Рембрандта - Дирка Хальса (1591-1656) великолепно изображались всякого рода аристократические развлечения. На картине «Пирушка» (Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) - богато одетая веселая великосветская компания. Каждый из персонажей ярко и своеобразно охарактеризован автором. На другой картине Хальса - «Веселое общество в таверне» (Ленинград, Государственный Эрмитаж) с присущим художнику мастерством изображена группа богато одетых гуляк, выпивающих и играющих в карты.
Некоторые голландские художники того времени достигли большого совершенства в изображении бытовых сцен из жизни простого народа. Показываются интерьеры бедных крестьянских домов, уличные празднества, развлечения, базары, труд крестьян и ремесленников. Распространено было изображение кабачков с их карточными играми, скандалами, пьяными драками. Широко известны произведения на темы народной жизни Адриана Браувера (1606-1638), Габриэля Метсю (1630-1667), Адриана ван Остаде (1610-1685), Яна Минзе Моленара (1610-1668), Корнелиса Питерса Бега (1620-1664), Якоба ван Лоо (1614-1670) и других.
Изучив традиционные методы письма, традиционные подходы к раскрытию той или иной темы, Рембрандт взял на вооружение лишь то, что было ему наиболее близко, что ему помогало по-новому, по-своему изображать жизнь. В центре его творчества - человек со свойственными ему радостями, печалями, со стремлением к счастью и познанию.
Голландской буржуазии все более чуждыми становились демократизм, острая социальная направленность его произведений. Претила заказчикам и новая манера его живописи, проявившаяся в конце 30-х годов. Вместо гладких, зализанных, как бы шелковых поверхностей картин, исполняемых методом так называемой лессировки, тогда особенно модным, Рембрандт все более открыто и дерзко создавал картины, выполненные грубыми и резкими мазками. Краски накладывал неровным слоем, что создавало эффект как бы вибрирующей поверхности.
Он решительно отходил от подробной, мелочной манеры письма, передачи многочисленных, одинаково тщательно выполненных аксессуаров. Многие современные Рембрандту художники, с большим искусством расписывая богатство бюргерских домов, нередко даже присутствующих в помещении людей изображали так, что они выглядели дополнением к мебели.
В картинах П.Янсенс-Элинга (умер до 1682 г.) персонажи нередко видны только со спины. В его работе «Интерьер» изображена комната, освещенная солнцем, мебель. Домашние туфли на первом плане. А в глубине - сидящая спиной к зрителю читающая женщина. Во многом схожа с описанной искусно выполненная картина Э. де Витте (ок. 1617 -1692) «Женщина у клавесина». В его произведении - анфилада залитых солнцем комнат богатого дома. В первой из них также спиной к зрителю изображена женщина. Эта картина создана художником по прямому указанию хозяина, у которого он работал на кабальных условиях - за право проживания и пищу.
В таком подневольном положении находились и многие другие художники Голландии того времени.
Рембрандт не пошел на уступки бюргерским требованиям: выше всего он ценил свою независимость и свободу творчества. Демонстративно игнорировал он советы и предложения гильдии «Святого Луки», объединяющей художников. Начавшийся в конце 30-х годов конфликт с бюргерской средой нарастал. И отчетливо проявился в последующем периоде творчества художника.
стр 1 -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4 -
стр 5
|