На главную
Рембрандт
"Я всю жизнь во всем искал естественность природы, никогда не увлекался ложным блеском форм. Художника делает великим не то, что он изображает, а то, насколько правдиво воссоздает он в своем искусстве природу. Жизнь - это все для меня..."

Биография    
    Статьи
    Портреты
    Автопортреты       
    Мифология    
    Графика
    Жанры
Сын мельника    
    Нищета
    Счастье
    Нет традициям       
    Новые этапы    
    Бедность
    Итоги

Книжки о Рембрандте:   Г.Д.ГулиаГ.ШмиттА.КалининаТ.ФрисГ.НедошивинЭ.Фромантен

Ночной дозор
Ночной
дозор, 1642


   
Фауст
Фауст, 1652

   
   
Синдики
Портрет синдиков
цеха сукноделов,
1662

   

   
Старик
Старик, 1631

Рембрандт - вызов бюргерским традициям

Одним из выдающихся произведений Рембрандта, созданным в начале 40-х годов, является картина «Ночной дозор» (1642 год, Амстердам, Рейксмузей). Она была выполнена для парадного зала нового здания амстердамской стрелковой гильдии. Кроме Рембрандта, заказ на картины для украшения этого зала получили и другие художники. Творение Рембрандта резко выделялось необычностью замысла и исключительно высоким мастерством исполнения.
Заказчиком картины был капитан отряда стрелков Франс Баннинг-Кок, богатый, влиятельный человек. Он женился на дочери бургомистра и в дальнейшем сам стал бургомистром Амстердама. Помощник его - лейтенант Биллем ван Рейтенбург был также состоятельным человеком. Рембрандту предлагалось создать групповой портрет их отряда. Каждый стрелок вносил определенное количество денег за то, что будет изображен на картине. В целом за это произведение Рембрандту была обещана крупная сумма - 1500 флоринов.
Как уже говорилось, при создании традиционного группового портрета задача художника сводилась к тому, чтобы подробно выписать и ничем среди других не выделить каждое из изображаемых лиц. Например, на картине Дирка Якобса «Групповой портрет корпорации амстердамских стрелков» изображены семнадцать человек в три ряда, почти в одинаковых позах, одинаково одетых (за исключением сидящего на первом плане капитана, форма одежды которого соответствует его чину). Вопреки всяким законам перспективы лица стрелков заднего ряда изображены не менее крупно, чем впереди сидящих.
Групповые портреты в Голландии того времени были очень популярны. Большую известность приобрело произведение Корнелиса Кетеля «Офицеры роты капитана Розенкранса» (1588 г., Амстердам). Автор изобразил стрелков, стоящих в ряд в изысканных позах, больше похожих на танцующих кавалеров, чем на солдат - защитников Республики. Другой знаменитый портретист Томас де Кейсер создал картину «Рота капитана Алларта Клука» (1632 г., Амстердам). Композиция этого произведения оригинальна - стрелки как бы движутся из глубины картины вперед. Но фигуры у их мало связаны между собой. Однако в целом картина выразительна и оставляет впечатление завершенности. Этот композиционный прием - движение из глубины вперед, - возможно, учитывал Рембрандт при создании «Ночного дозора».
Один из самых выдающихся мастеров группового портрета того времени - художник Франс Хальс. Заслуга его состоит в том, что создаваемые им персонажи уже не были столь статичны, как у многих его предшественников. Франс Хальс живописно располагал своих героев в различных позах, с пиками, знаменами в руках, шпагами на поясе. Автор искусно создавал впечатление композиционного единства, и вместе с тем каждая фигура была представлена на коллективном портрете в таком же размере, как все другие. Часто группы стрелков изображались во время дружеских пирушек или за беседой; принцип равенства изображения неизменно сохранялся.
Рембрандт ставил перед собой иные задачи. Уже на многих портретах военных, созданных в 30-е годы, он изображает лица защитников страны строгими и мужественными. Отряд Франса Баннинга Кока в картине «Ночной дозор» показан не в момент праздного времяпрепровождения, а поднятым по сигналу боевой тревоги., Стрелки выходят из-под арки темного здания на ярко освещенный мост, смешиваются с находящимися на улице людьми. Поэтому на картине вместо 18 стрелков 34 фигуры, в том числе дети и даже лающая на барабанщика собака. На первом плане во весь рост изображены Франс Баннинг Кок в черном капитанском костюме и идущий рядом с ним лейтенант Биллем ван Рейтенбург в нарядной, золотистой, богато расшитой одежде, со шпагой. За ними движутся стрелки отряда. Один из них высоко поднял знамя, доминирующее над всей группой. Стрелки на ходу заряжают ружья, осматривают их, поднимают пики, оживленно обмениваются репликами. На одних лицах - озабоченность, на других - тревога, на третьих - суровая решимость. Кто-то показан во весь рост, а кто-то едва виден, заслонен товарищами. Лицо одного из персонажей почти полностью прикрыто вытянутой рукой идущего впереди стрелка.
Несмотря на разнообразие поз и движений, отряд представляет собой сплоченную, компактную группу: люди как бы слились в едином порыве. Картина оставляет впечатление значительности, композиционной завершенности. Судя по дошедшим до нас источникам, мнения современников о картине резко разделились. Одни сразу увидели в ней шедевр, другие и на этот раз отказались понять художника, без должной почтительности относящегося к десятилетиями освященным традициям. Последних, видимо, поддержали и заказчики, о чем свидетельствует тот факт, что картина с предназначенного для нее места была перенесена в сравнительно небольшое помещение, где она не уместилась в простенок между двумя дверьми и со всех сторон была обрезана. Тем самым великому произведению искусства был нанесен непоправимый ущерб. Впечатление о первоначальном виде картины можно составить по копии, сделанной Герритом Лунденсом (1649 г., Лондон, Национальная галерея).

стр 1 - стр 2 - стр 3


Гледис Шмитт. "Рембрандт". Исследование жизни и творчества Рембрандта » предисловие »



Книга первая:

Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Часть четвертая


Книга вторая:

Часть пятая
Часть шестая
Часть седьмая
Часть восьмая


Книга третья:

Часть девятая
Часть десятая
Часть одиннадцать
Часть двенадцать


Книга четверая:

Часть тринадцать
Часть четырнадцать
Часть пятнадцать
Часть шестнадцать


Книга пятая:

Часть семнадцать
Часть восемнадц
Часть девятнадц
Часть двадцатая



Художник Рембрандт Харменс Ван Рейн. Картины, рисунки, критика, биография
Rembrandt Harmens van Rain, 1606-1669   www.rembr.ru   e-mail: help(a)rembr.ru