На главную
Рембрандт
"Я всю жизнь во всем искал естественность природы, никогда не увлекался ложным блеском форм. Художника делает великим не то, что он изображает, а то, насколько правдиво воссоздает он в своем искусстве природу. Жизнь - это все для меня..."

Биография    
    Статьи
    Портреты
    Автопортреты       
    Мифология    
    Графика
    Жанры
Сын мельника    
    Нищета
    Счастье
    Нет традициям       
    Новые этапы    
    Бедность
    Итоги

Книжки о Рембрандте:   Г.Д.ГулиаГ.ШмиттА.КалининаТ.ФрисГ.НедошивинЭ.Фромантен

Портрет пожилой женщины
Портрет пожилой
женщины, 1654


   
Похищение Ганимеда
Похищение
Ганимеда, 1635


   
   
Портрет молодой Саскии
Портрет молодой
Саскии, 1633

   

   
Жертвоприношение Авраама
Жертвоприношение
Авраама, 1635


Герман Недошивин о творчестве Рембрандта

Эпоха Рембрандта

Сорок лет боролись Нидерланды за свою независимость. Сорок лет Фландрия и Брабант, Зеландия и Голландия были ареной битв между восставшим за свою национальную свободу народом и его испанскими угнетателями.
На суше и на море отряды голландцев теснили испанские отряды. Былая мощь империи Филиппа II колебалась. Тщетно посылал он своих наместников, старавшихся затушить пламя революции, вспыхнувшей в Нидерландах. Ни жестокий и решительный Альба, ни хитрый и осторожный Реквезенс, ни трусливый и нерешительный Дон-Хуан Австрийский, ни храбрый и неглупый Александр Фарнезе не были в состоянии ни остановить, ни залить кровью бурно развивавшуюся революцию. Объявление независимости семи северных нидерландских провинций последовало в 1579 г. Этим годом завершился первый этап буржуазной революции в Нидерландах. Обычно считают, что после 1579 г. в Нидерландах воцаряется мир и благоденствие, что благополучные голландские бюргеры переводят теперь дух после решительной схватки и получают, наконец, свободу вершить свои торговые и промышленные дела, почивая на лаврах. Отсюда беспечный, уютный, проникнутый трезвостью и грубоватым остроумием голландский реалистический жанр. Это все верно. Но еще Фромантен удивлялся, что ведь эта необычайно мирная живопись расцветала отнюдь не в мирных условиях. В 1579 г. война с Испанией не кончилась. Испанцы прилагали все усилия, чтобы вернуть обратно утраченные провинции. Но голландский народ не жалел своей крови, чтобы отстоять свободу. И свобода была завоевана. В 1609 г. было заключено перемирие на 11 лет, после чего военные действия снова возобновились, хотя и не очень активно. Наконец, в 1648 г. по Вестфальскому миру независимость Нидерландов была скреплена международным договором. Таким образом, для поколения Рембрандта нидерландская революционная борьба против испанцев была не только славным прошлым, великим подвигом отцов, но и сегодняшним днем, живой традицией, существовавшим реальным фактом. Без учета этого факта невозможно понять и творчество Рембрандта.
Одновременно шел процесс сложения буржуазной Голландии. Нидерландские купцы протянули свои жадные руки к несметным богатствам «обеих Индий». В Амстердаме, Гааге, Лейдене, Дордрехте буржуазия укрепляла свои экономические позиции. Конкуренции Фландрии был нанесен смертельный удар закрытием устья Шельды. Только Англия могла конкурировать с Голландией по своей экономической мощи. Но это процветание и обогащение, достигавшееся путях капиталистического способа производства, имело свою очень мрачную закулисную сторону. Оно сопровождалось обнищанием народа. Голландские рабочие страдали от капиталистической эксплуатации в это время больше, чем какой-либо другой стране. Богатству сопутствовала бедность, процветанию - разорение, прогрессу - мрачное будущее для большинства народа.
Власть буржуазии, лишенная всяких романтических покровов и патриархальной сентиментальности, обнаружила очень скоро невозможность воцарения в Голландии той истинной свободы, за которую голландский народ пожертвовал столько жизней своих лучших сынов. Смешно и глупо было бы вследствие этого отрицать огромные возможности прогресса, созданные буржуазной революцией, но интересно то, что эти возможности прогресса в эпоху революции рассматривались как общенародное достояние. Борьба за независимость, вынесенная голландским народом, создала веру в счастливое будущее, веру в то, что человечеству предуготовлена истинная свобода. В этом было зерно истины, но революционные идеи заслонили на время те вопиющие противоречия, которые были неразрывно связаны с новым общественным порядком.
Так складывалось лицо новой Голландии. С одной стороны, народ, самоотверженно борющийся за свободу, народ храбрый и благородный, верящий в счастливое будущее и благоденствие человечества. Народ веселый, жизнерадостный, с большими страстями, исполненный творческих сил и дерзания. Образ бессмертного Уленшпигеля, созданный Костером, воплощает в себе это лицо Голландии. Но, с другой стороны, мы видим богатых и состоятельных бюргеров, энергичных, сметливых, уверенных в себе, уравновешенных; бюргеров, любящих домашний уют, соблюдающих строгую нравственность, обладающих ограниченным умом, благосклонных к свободомыслию, но лишенных фантазии и дерзания, придерживающихся правил общепринятого поведения и способных, если это нужно для «дела», на любое вероломство и жестокость. Это прямые предки уважаемого Дроогстоппеля - «героя» романа многострадального Мультатули. Таково второе лицо Голландии.
Вся культура Голландии XVII в. определена этой противоречивостью. Это расцвет науки, свободной от средневековых религиозных предрассудков, искусства реалистического, трезвого, открыто и честно воспроизводящего действительность бюргеровской и крестьянской Голландии. Но наиболее зоркие умы уже видели те огромные противоречия, которые нес с собой прогресс, видели уже крушение идеалов свободы и счастья. Это заставляло их вдумчивее, серьезнее всматриваться в окружающее, это делало их мысль глубже, глаз пытливее и острее. Лишенные наивности, они видели многое из того, что не видели их отцы, они по-настоящему глубоко проникали в окружающий мир и человека, но они познали также горечь познания. К числу таких людей прежде всего принадлежал и Рембрандт.

стр 1 - стр 2 - стр 3 - стр 4 - стр 5 - стр 6 - стр 7 - стр 8 - стр 9 - стр 10


Гледис Шмитт. "Рембрандт". Исследование жизни и творчества Рембрандта » предисловие »



Книга первая:

Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Часть четвертая


Книга вторая:

Часть пятая
Часть шестая
Часть седьмая
Часть восьмая


Книга третья:

Часть девятая
Часть десятая
Часть одиннадцать
Часть двенадцать


Книга четверая:

Часть тринадцать
Часть четырнадцать
Часть пятнадцать
Часть шестнадцать


Книга пятая:

Часть семнадцать
Часть восемнадц
Часть девятнадц
Часть двадцатая



Художник Рембрандт Харменс Ван Рейн. Картины, рисунки, критика, биография
Rembrandt Harmens van Rain, 1606-1669   www.rembr.ru   e-mail: help(a)rembr.ru