Портрет пожилой женщины, 1654
|
|
Похищение Ганимеда, 1635
|
|
|
Портрет молодой Саскии, 1633
|
|
|
|
Жертвоприношение Авраама, 1635
|
Герман Недошивин о творчестве Рембрандта
Тема картины, в сущности, радостная. Сын, надолго потерянный отцом, внезапно возвращается домой. Ренессанс трактовал сюжет шумно и радостно. Отец в восторге обнимал сына, плача слезами умиления, тут же резали барана, чтобы накормить скитальца, в доме поднималась суматоха, чада и домочадцы сбегались смотреть на вернувшегося сына. У Рембрандта всего этого нет. В торжественной тишине происходит встреча. И отец и сын взволнованы, но не имеют сил радоваться. Сын спрятал лицо на груди отца, который в изнеможении положил вой дряхлые старческие руки на плечи сына. Это скорее сцена расставания, чем встречи, такая безнадежная грусть запечатлена в обеих фигурах. Усталость, физическая и духовная, наложила свою печать и на отца, и на сына. Жизнь отца протекла, жизнь сына исковеркана - радоваться нечему. И отец и сын, бесконечно изнервничавшиеся, прильнули друг к другу в интимнейшем единении. Внутренняя опустошенность, трагическая невозможность радости этих двух кровными узами связанных людей - такова основная тема рембрандтовского «Блудного сына».
Темно, несколько фигур с полулюбопытством-полусочувствием смотрят на встречу, откуда-то льется мягкий свет. Линии текут медленно, неспешно, в каком-то приглушенном ритме. И усталый, дряхлый старик ослабевшими руками ощупывает припавшего к нему юношу. Нелепо торчат бритая голова и пятка, с которой свалилась туфля,- единственная деталь картины. Этим людям чуждо и холодно в мире, и они болезненно прижимаются друг к другу. Какой страшный итог для мастера, всю жизнь прожившего, чтобы воспевать счастье человечества. Гений Рембрандта оказался бессилен перед грядущими временами капиталистической эры, безжалостно стиравшей романтику с лица земли, губившей все человеческие отношения, но он остался непреклонен в своей великой любви к человеку. В «Блудном сыне» Рембрандт создал реквием своим мечтам, своим идеям, своему искусству. Не было никого, кто мог бы понять великого мастера,- буржуазия его уже не понимала, народ, для которого он жил и творил, лучшие чаяния которого он выразил, еще не мог понять своего певца. И тот, кто всю жизнь прожил, борясь и страдая за счастье человечества, мечтатель, одинокий поэт, с высокой душой, горячей любовью к жизни и страстной верой в счастье, умер малозамеченным в октябре 1669 г.
Поэт, человек, черпавший свое вдохновение в огне революции, страдающий от невозможности воплотить ее идеалы, вдумчивый реалист, видевший противоречия жизни, стойко идущий своей дорогой, Рембрандт навсегда останется одним из величайших художников человечества. Его имя будет обозначать огромный перелом в истории искусства. Он, пожалуй, первый порывает с тем эстетическим принципом, что прекрасно только непосредственно-пластически красивое. Это «детское» эстетическое сознание, рожденное античностью, в известном смысле, было воспринято и развито Ренессансом. Но в этом непосредственно-чувственном идеале красоты была своя ограниченная сторона. Уже на исходе Ренессанса он принял форму сковывающего дальнейшее развитие искусства классицистического академизма. Рембрандт прорывает этот непосредственно-Пластический канон, раскрывая дальнейшие пути реалистического изображения. Новая эпоха, эпоха величайших общественных противоречий, которая породила Рембрандта, не только поставила его в оппозицию к себе, но и раскрыла перед художником широкую возможность познать всю глубину этих противоречий. Держаться за идеал пластической ясности значило создавать миру иллюзорный костюм. Это впоследствии обнаружилось в классицизме XIX в. Реализм должен был познать новый раскрывшийся перед ним мир противоречивой общественной борьбы, войти в глубину человеческой психологии, овладеть философскими высотами человеческой мысли, понять красоту во всем сложнейшем многообразии ее форм, а не только в ее телесно-пластической форме. Уже некоторые художники Ренессанса вступили на этот путь. Их искусство - не просто повторение пластических идеалов античности. Реализм Возрождения уже ощущает глубину противоречий действительности.
Поэтому Рембрандт - наследник лучших традиций Ренессанса. Его творчество - не формально, а по существу - продолжает, развивает и углубляет те принципы, которые утверждали уже Микеланджело в Италии и Брейгель в Нидерландах. [...]
Новое содержание искусства, эстетическая проблемология которого предвосхищает многие идеи позднейшей буржуазной эстетики, кладет совершенно определенный рубеж между Возрождением и Рембрандтом. На отношении к человеку особенно ясен контраст. Для Ренессанса прекрасный человек - прекрасен пластически, телесно (не забудем, что художникам Ренессанса приходилось пробиваться через спиритуализм готики), для Рембрандта красота человека нечто гораздо более разнообразное, сложное, хотя от этого и не менее реальное. Рембрандт вводит безобразное, как эстетически положительный мотив.
Искусство Рембрандта - один из источников буржуазного реалистического искусства XIX в., в котором были углублены и обнажены многие противоречия его творчества. Во всяком случае, весь буржуазный реализм черпал из сокровищницы великого мастера. Его имя, позабытое в XVIII в., снова возрождается в XIX в.
Великое прогрессивное значение Рембрандта по сравнению с реализмом Возрождения было в том, что он создал глубоко сложное, не боящееся противоречий, рвущееся за непосредственно-пластическую форму вещей и явлений, целиком правдивое, реалистическое искусство.
В творчестве Рембрандта раскрылись новые богатства познания человека и мира.
стр 1 -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4 -
стр 5 -
стр 6 -
стр 7 -
стр 8 -
стр 9 -
стр 10
|