Портрет пожилой женщины, 1654
|
|
Купающаяся женщина, 1654
|
|
|
Аристотель с бюстом Гомера, 1653
|
|
|
|
Вирсавия, 1654
|
Рембрандт. "Все продано с молотка"
Вторая половина 50-х годов принесла Рембрандту не только успехи в работе, но и новые суровые испытания. Церковь преследовала Хендрикье за ее противоречащую религиозным канонам связь с художником, не освященную браком; Рембрандт обвинялся в том, что толкование библейских сюжетов, которое давалось в его картинах, отходит от существа священного писания.
В произведениях художника на библейские темы отсутствовала идея покорности воле божьей, отрешенности от земной жизни. События трактовались в обыденном, житейском плане. Сцены носили открыто приземленный характер. В многочисленной толпе, окружающей проповедника, художник изображал не только внимательно слушающих «слово божье», но и скептически раздумывающих над сказанным, разговаривающих на отвлеченные темы и даже спящих. Иногда художник привносил в такого рода картины натуралистические моменты.
Характерен в этом отношении отзыв ученика Рембрандта Самюэля ван Хоохстратена о произведении «Проповедь Иоанна Крестителя»: «Я вспоминаю о прелестно скомпонованной картине Рембрандта, изображающей проповедь Иоанна, о его великолепном показе внимания, с каким слушатели всех слоев общества его слушают, что является уже высшей похвалой проповеди. Но очень неудачна мысль дать тут же спарившихся собак. Пускай все это очень натурально и правдиво, но тут, на этой картине, это в высокой степени неуместно и, на мой взгляд, больше годилось бы для картины, изображающей циника Диогена, проповедующего свое учение, чем для проповеди святого Иоанна.
Такие подробности свидетельствуют только о примитивном, слишком непосредственном, малообразованном уме мастера и тем более смешны, чем более низменный характер они носят».
Приведенная цитата свидетельствует о непонимании Рембрандта даже такими, казалось бы, близкими к нему людьми, как его ученики. Что же говорить тогда о церковниках! У них, кроме самого горячего возмущения, подобные изображения вызвать ничего не могли. Другая линия преследования художника все более отчетливо выявлялась со стороны бюргерской Голландии. На него решительно надвигалось банкротство.
Как мы уже говорили, Рембрандт в годы своего финансового благополучия нерасчетливо тратил большие суммы на приобретение художественных ценностей. Эти расходы не дали ему возможности своевременно рассчитаться за приобретенный дом, за который при покупке было заплачено менее половины стоимости. В дальнейшем, особенно после смерти Саскии, заработки Рембрандта настолько сократились, что он, не рассчитавшись с кредиторами, вынужден был делать новые долги. Может быть, это не привело бы к серьезному конфликту и дело ограничилось бы уплатой процентов. Однако Рембрандт всем своим творчеством бросал вызов буржуазной среде, а это не могло остаться безнаказанным.
Были и объективные причины, оказавшие влияние на финансовый крах Рембрандта. В 1653 году голландский флот в борьбе с английским потерпел тяжелое поражение. В результате ухудшились условия торговли для голландских купцов, а это отрицательно сказалось и на возможностях развития промышленности страны. В 1655 году в городе вспыхнула эпидемия чумы, унесшая 17 тысяч жизней. Возникли новые экономические трудности. Кризис в экономическом развитии Голландии тех лет приводил к уменьшению спроса на картины, кредиторы потребовали возврата денег, данных взаймы.
Рембрандт всячески пытался выйти из сложившегося положения. Он делал новые долги, чтобы произвести расчеты с наиболее назойливыми кредиторами. Доведенный до крайности, даже пускался в торговые операции. Но, не имея в этом никакого опыта, терпел полный провал. Уже в начале 50-60-х годов стал нарастать конфликт с бывшими владельцами дома, купленного Рембрандтом, - Кристофелем Тейссеном и Яном Бельтеном. Все в более категорической форме они стали требовать уплаты причитающихся им денег. Рембрандт пытался вести переговоры об отсрочке долга и с этой целью посетил усадьбу Кристофеля Тейссена.
Эту усадьбу он запечатлел в этюде маслом и в одном из своих знаменитых офортов - «Имение весовщика золота».
стр 1 -
стр 2 -
стр 3
|