Святой Матфей, 1661
|
|
Снятие с креста, 1634
|
|
|
Христос в Эммаусе, 1648
|
|
|
|
Давид и Урия, 1665
|
Блеск роскоши и рубище нищеты Рембрандта
Новый этап в жизни и творчестве Рембрандта начинается с конца 1631 года, когда он переселился в Амстердам. Этот город стал к тому времени одним из крупнейших в мире торговых центров. Голландская буржуазия усиливает свои экономические позиции во многих районах мира - в Азии, Африке, Латинской Америке. Ужесточается эксплуатация колоний и трудящихся самой Голландии. В Амстердаме и на других судоверфях страны строятся тысячи судов. В десятки стран направляются корабли, груженные сырами, сукнами, полотнами, керамикой и другими местными товарами. Акционерные общества становятся все более влиятельной политической и экономической силой.
Процветающая буржуазия пожинала плоды освобождения от испанского ига, добытого героическими усилиями всего народа. Формировались социальные отношения, идеология, нравственные принципы, бытовой уклад, свойственные буржуазному обществу.
Влияние ведущего класса - буржуазии определенным образом сказывается и на развитии искусства. Теперь картины преимущественно украшали жилые помещения состоятельных граждан. Вырабатывался в связи с этим стандарт: небольшие по размеру полотна - портреты, пейзажи, жанровые сцены.
Отказ протестантской церкви от украшения храмов картинами с изображениями святых сыграл также немалую роль в изменении характера живописи. Художники, создававшие произведения на библейские темы, лишились крупнейшего заказчика - церкви. Произведения такого рода также стали создаваться с расчетом на украшение светских интерьеров. В меньших по размеру, чем прежде, картинах основной упор стал делаться на раскрытие библейских сюжетов с позиций буржуазной морали.
Одна из протестантских сект - меннониты, получившая название от своего основателя Менно Симонса (1496-1561), голландца по происхождению, распространяла идеи свободного толкования Библии, выступала с проповедью милосердия и терпимости. Такие идеи получили распространение и среди голландских художников XVI-XVII веков. Некоторые исследователи считают, что к течению меннонитов примыкал и Рембрандт.
Ряд исследователей, основываясь на интересе художника к библейским темам представляет его как глубоко верующего человека. Мы позволяем себе с этим не согласиться. Нам кажется, что многие его произведения свидетельствуют, наоборот, об атеизме. В пользу атеистических настроений художника говорит и тот факт, что он отказался посещать приходскую церковь, чем вызвал возмущение кальвинистов.
То, что Рембрандт часто в разные периоды жизни обращался в своих картинах к воплощению образа Христа, справедливее всего рассматривать как стремление художника запечатлеть на холсте страждущего, познавшего полную меру людской несправедливости и все-таки не сломленного духом человека.
К началу 30-х годов XVII века, когда молодой художник переселился из Лейдена в Амстердам, он уже был достаточно известен в Голландии как портретист и автор исторических картин. Вскоре после приезда в Амстердам он создает картину «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632 г., Гаага, Маурицхейс), представляющую собою групповой портрет.
Знаменитый амстердамский врач профессор Тульп читал лекции по анатомии в Амстердамском обществе хирургов. Он пожелал преподнести Обществу картину в память об этих занятиях.
Традиция группового портрета была, несомненно, хорошо известна Рембрандту. Обычно каждый из изображенных на картине был хорошо виден, занимал примерно равное положение среди коллег (ибо стоимость картины распределялась между ними). Сам предмет занятий, вокруг которого обычно группировались люди, практически не имел значения - он являлся как бы предлогом для создания портретов заказчиков. Так, в частности, в работе А.Питерсена, посвященной анатомии, профессор и 28 врачей, выстроенных рядами, позируя, смотрят на зрителя. В картине К.Троста изображены профессор, указывающий на распластанный труп, и трое учеников с равнодушными лицами, внимающих своему наставнику. В картине Т. де Кейзера все персонажи симметрично размещены по обе стороны изображенного в центре скелета.
Фигуры статичны. Главное, что интересовало художников, достигнуть портретного сходства.
По-иному подошел к раскрытию темы Рембрандт. Он подчеркивает важность запечатленного на полотне события, взволнованную приподнятость его участников. В центре картины крупнейший хирург своего времени доктор Тульп. В его облике - одухотворенность, значительность, величавость; поза его уверенна, движения рук артистичны. Вооруженный пинцетом, он демонстрирует на трупе вскрытие мышц руки, управляющих движением пальцев. Свободной рукой Тульп как бы воспроизводит эти движения. Слушатели, сгрудившиеся в левой части картины, с величайшим интересом внимают словам ученого. Художник нашел для каждого из них свою позу, свое отношение к говорящему. Яркие лучи света пронизывают всю картину.
стр 1 -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4 -
стр 5 -
стр 6 -
стр 7
|