На главную
Рембрандт
"Я всю жизнь во всем искал естественность природы, никогда не увлекался ложным блеском форм. Художника делает великим не то, что он изображает, а то, насколько правдиво воссоздает он в своем искусстве природу. Жизнь - это все для меня..."

Биография    
    Статьи
    Портреты
    Автопортреты       
    Мифология    
    Графика
    Жанры
Сын мельника    
    Нищета
    Счастье
    Нет традициям       
    Новые этапы    
    Бедность
    Итоги

Книжки о Рембрандте:   Г.Д.ГулиаГ.ШмиттА.КалининаТ.ФрисГ.НедошивинЭ.Фромантен

Святой Матфей
Святой
Матфей, 1661


   
Снятие с креста
Снятие с
креста, 1634


   
   
Христос в Эммаусе
Христос
в Эммаусе, 1648

   

   
Давид и Урия
Давид и
Урия, 1665


Блеск роскоши и рубище нищеты. Часть четвертая

Совершенно иной женский образ в картине «Свадьба Самсона» (1638 г., Дрезден, Государственная картинная галерея). В жене Самсона мы снова узнаем Саскию, но теперь это женщина, за видимым благородством и величавой осанкой которой скрываются жестокость и коварство. Ведь это она предала Самсона его врагам.
В другой работе этого цикла - «Ослепление Самсона» (1636 г., Франкфурт-на-Майне, Штеделевский художественный институт) снова Саския, теперь уже в роли возлюбленной Самсона - Далилы. Она также предает Самсона: спящий Самсон, сила которого заключена в его длинных волосах, был острижен. Далила изображена здесь в момент, когда она стремительно уходит, держа в одной руке прядь волос Самсона, в другой - большие ножницы. Картина полна экспрессии, светотеневые контрасты усиливают впечатление борьбы добра со злом. Распластанный на полу, связанный Самсон залит лучами яркого света, а его враги как бы возникают из мрака.
Если до Рембрандта художники изображали Самсона как человека с непомерно развитой мускулатурой, демонстрирующей его необыкновенную физическую силу, то на этот раз он имеет вид вполне обычного человека. Рембрандт заостряет внимание зрителя на другом: даже поверженный, его герой благороден и мужествен; в лицах и позах врагов прочитывается ликующее вероломство, жестокость.
Эту картину Рембрандт подарил секретарю Государственного совета Голландии Константину Хейгенсу, который помог художнику получить крупный заказ на пять картин. В письме ему от 12 января 1639 года Рембрандт сообщил, что направляет «в знак признательности эту картину в 10 футов длиной и 8 футов вышиной, которая будет достойна дома Вашей милости».
«Среди произведений Рембрандта середины 30-х годов особо выделяется знаменитый «Автопортрет с Саскией на коленях» (1635 г., Дрезден, Государственная картинная галерея).
До недавнего времени считалось, что в этом произведении выражена полнота счастья Рембрандта, находящегося в обществе своей любимой жены (картина создана через год после свадьбы). Однако исследования последних лет заставляют пересмотреть это лежащее на поверхности толкование.
Уже тогда, находясь на высоте материального благополучия и личного счастья, Рембрандт осмысливает популярный в то время сюжет о блудном сыне. Древняя легенда повествует о том, что сын состоятельных родителей, получив свою долю наследства, промотал его и, совершенно разорившийся, испытав много лишений, возвратился в родной дом. Старик отец любовно встречает его и прощает. Значительно позже, в 1669 году, Рембрандт посвящает этой теме одно их своих самых замечательных полотен - «Возвращение блудного сына» (1669 г., Ленинград, Государственный Эрмитаж).
Но есть свидетельства, что этот сюжет привлекал внимание художника и раньше. Сейчас считается наиболее достоверным толкование дрезденской картины «Автопортрет с Саскией на коленях» как эпизода похождений блудного сына, проматывающего отцовское наследство. В пользу такой трактовки говорят многие детали. По куску темной доски в левом верхнем углу картины установлено, что изображенная сцена происходит в трактире. На таких досках писался счет посетителям кабачка. Справа, за пологом - кровать, на столе - блюдо, которому придана форма павлина, символизирующего самодовольство и порок. У Рембрандта, одетого на этот раз в форму офицера, и Саскии в нарядном платье - разные выражения лиц. Он наполовину осушил высоко поднятый бокал, глаза затуманены, на лице - блаженная улыбка. Взгляд Саскии спокоен и даже, пожалуй, равнодушен. Это легко объяснимо, если считать, что художник на этот раз поставил перед собой задачу создать образ женщины из трактира.
Рентгеновский снимок картины показал, что позади Саскии была изображена музыкантша, играющая на лютне (при доработке картины она была закрыта павлиньим хвостом). С помощью рентгена обнаружены также следы других фигур, вероятно певцов и музыкантов. На основании новой трактовки сюжета картина в некоторых работах по искусству последнего времени называется «Веселая парочка».
Легенда о блудном сыне в то время привлекала к себе интерес многих мастеров кисти. Художники Ян Хемессен, Иоахим БейкеЛар, Габриэль Метсю и другие изображали различные эпизоды из жизни блудного сына. На одной картине запечатлены сцены в трактире; на другой - момент изгнания из публичного дома; на третьей - обнищавший блудный сын пасет свиней. В 1630 году в Амстердаме была поставлена драма Хоофта «Возвращение блудного сына».
К этому же времени относится рисунок Рембрандта, на котором молодая женщина сидит на коленях богато одетого молодого человека. Он держит бокал в руке. На столе - паштет из павлина. К креслу прислонена шпага. Девушка играет на лютне. Рисунок имел горизонтальный формат.

стр 1 - стр 2 - стр 3 - стр 4 - стр 5 - стр 6 - стр 7


Рекомендуемые сайты от Рембрандта:

• 

Гледис Шмитт. "Рембрандт". Исследование жизни и творчества Рембрандта » предисловие »



Книга первая:

Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Часть четвертая


Книга вторая:

Часть пятая
Часть шестая
Часть седьмая
Часть восьмая


Книга третья:

Часть девятая
Часть десятая
Часть одиннадцать
Часть двенадцать


Книга четверая:

Часть тринадцать
Часть четырнадцать
Часть пятнадцать
Часть шестнадцать


Книга пятая:

Часть семнадцать
Часть восемнадц
Часть девятнадц
Часть двадцатая



Художник Рембрандт Харменс Ван Рейн. Картины, рисунки, критика, биография
Rembrandt Harmens van Rain, 1606-1669   www.rembr.ru   e-mail: help(a)rembr.ru