На главную
Рембрандт
"Я всю жизнь во всем искал естественность природы, никогда не увлекался ложным блеском форм. Художника делает великим не то, что он изображает, а то, насколько правдиво воссоздает он в своем искусстве природу. Жизнь - это все для меня..."

Биография    
    Статьи
    Портреты
    Автопортреты       
    Мифология    
    Графика
    Жанры
Сын мельника    
    Нищета
    Счастье
    Нет традициям       
    Новые этапы    
    Бедность
    Итоги

Книжки о Рембрандте:   Г.Д.ГулиаГ.ШмиттА.КалининаТ.ФрисГ.НедошивинЭ.Фромантен

Святой Матфей
Святой
Матфей, 1661


   
Снятие с креста
Снятие с
креста, 1634


   
   
Христос в Эммаусе
Христос
в Эммаусе, 1648

   

   
Давид и Урия
Давид и
Урия, 1665


Блеск роскоши и рубище нищеты. Часть третья

В специальных шкафах хранились гравюры с произведений Микеланджело, Рафаэля, Тициана. Многочисленные папки были заполнены гравюрами документального характера, представлявшими пейзажи различных стран, памятники архитектуры, образцы одежды, оружия. В коллекции Рембрандта - персидские миниатюры, дорогие вазы, чучела экзотических птиц, фантастические раковины.
Собранные Рембрандтом произведения искусства не уступали коллекциям голландской знати. Возможно, он, сын мельника, демонстративно хотел в этом сравняться с богачами, аристократами. Известно, что так поступил Рубенс, особняк которого в Антверпене по своей архитектуре и великолепию убранства был под стать дворцам состоятельных патрициев.
Стремление к роскоши, вероятно, в какой-то степени объяснялось и тем, что Рембрандт хотел создать для своей жены, патрицианки Саскии, привычную для нее обстановку. Однако, несомненно, все это не было главным. Главное же заключалось, безусловно, в том, что он изучал и творчески осваивал художественные принципы великих мастеров.
В купленном Рембрандтом доме на улице Йоденбрэе-страат он прожил почти двадцать лет. В наши дни это музей. У входа в дом развевается флаг столицы Голландии - Амстердама.
В рабочем кабинете художника можно было увидеть металлические доски, гравировальные инструменты, станок для печатания оттисков. Комната, как и все другие в доме, была украшена произведениями искусства - картинами, гравюрами, бюстами философов и писателей древних времен. В спальне стояла кровать под голубым балдахином, мебель, обитая такой же голубой материей. Именно в этой комнате висели две подлинные картины великих мастеров - Рафаэля и Джорджоне.
Одна из комнат второго этажа называлась кунсткамерой. В ней находились подлинные мраморные бюсты античной работы, китайский и японский фарфор, венецианское стекло, коллекция оружия, собрания гравюр и рисунков. В специальном шкафу помещались репродукции с картин Микеланджело, Тициана и других великих мастеров. Из этого домашнего музея широкий коридор, украшенный гобеленами, драгоценными восточными тканями, вел в мастерскую, состоящую из нескольких комнат. Здесь Рембрандт и его ученики работали; здесь находились все необходимые аксессуары для позирующих, костюмы различных народов, дорогие ткани, музыкальные инструменты, гипсовые слепки со статуй античных скульпторов.
Во многих автопортретах 30-х годов Рембрандт предстает как довольный судьбою, преуспевающий человек. Таков он на автопортрете 1632 года (Глазго, Художественная галерея) - спокойное круглое лицо, мягкая улыбка. На другом автопортрете художник изобразил себя в темной одежде с золотой цепью по краям воротника. К зрителю обращено лицо уверенного в своем положении человека (1633 г, Париж, Лувр). В следующем, 1634 году Рембрандт в том же ключе создает автопортрет с металлическим воротником, в берете с пером (Берлин - Далем, государственные музеи). На картине 1635 года - Рембрандт в богатом плаще и в берете с двумя белыми перьями (частная коллекция).
Эти произведения можно рассматривать как своего рода подготовительную работу к созданию одного из шедевров - «Автопортрета с Саскией на коленях». Позже он изображает себя в темной одежде с цепью и крестом на шее, в роли проповедника (1639 г., Оттава, Национальная галерея Канады).
На многих картинах и офортах художник запечатлел облик Саскии. В год помолвки был написан «Портрет улыбающейся Саскии» (1633 г., Дрезден, Картинная галерея). О содержании других портретов Саскии говорят их названия: «Саския в короне» (1633 г., Нью-Йорк, Музей Метрополитен), «Саския с жемчужным ожерельем» (1633 г., Амстердам, Рейксмузеум), «Саския с жемчугом в волосах» (офорт, 1634 г.). Как уже было сказано, Саския же послужила моделью для изображения многих других героинь Рембрандта.
В картине «Флора» (1634 г., Ленинград, Государственный Эрмитаж) создан образ цветущей и прекрасной богини весны и цветов. Флора - Саския - это живая, юная, нежная девушка с ярким венком и жезлом богини, обвитым цветами. Картина позволяет продолжить разговор о ломке Рембрандтом устоявшихся традиций: мифологические образы обретают у него земную плоть.
В картине «Саския в пасторальном костюме» (1635 г., Лондон, Национальная галерея), где жена художника снова предстает в образе Флоры, богиня еще больше «очеловечена». Это улыбающаяся, в роскошных одеждах женщина. Ее взгляд излучает радость, умиротворенность, безмятежность.

стр 1 - стр 2 - стр 3 - стр 4 - стр 5 - стр 6 - стр 7


Рекомендуемые сайты от Рембрандта:

•  Репродукции картин Рембрандта, печать и продажа репродукций Рембрандта в Холсте

Гледис Шмитт. "Рембрандт". Исследование жизни и творчества Рембрандта » предисловие »



Книга первая:

Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Часть четвертая


Книга вторая:

Часть пятая
Часть шестая
Часть седьмая
Часть восьмая


Книга третья:

Часть девятая
Часть десятая
Часть одиннадцать
Часть двенадцать


Книга четверая:

Часть тринадцать
Часть четырнадцать
Часть пятнадцать
Часть шестнадцать


Книга пятая:

Часть семнадцать
Часть восемнадц
Часть девятнадц
Часть двадцатая



Художник Рембрандт Харменс Ван Рейн. Картины, рисунки, критика, биография
Rembrandt Harmens van Rain, 1606-1669   www.rembr.ru   e-mail: help(a)rembr.ru