Автопортрет Рембрандта, 1661
|
|
Портрет Титуса, сына Рембрандта, 1657
|
|
|
Хендрикье Стоффельс у окна, 1656
|
|
|
|
Портрет Саскии в пышном платье, 1642
|
Рембрандт. Биографический очерк А.Калининой
Предисловие
"Великие художники - герои, в которых отражается дух воспитавшего их народа". (В.Карлейль)
Голландская нация нашла свое полное воплощение в личности и творчестве величайшего из представителей ее искусства - Рембрандта. Все грёзы своей могучей фантазии, все образы, созданные его бессмертным гением, он вылил в форму, близкую, понятную и дорогую для его соотечественников. С другой стороны, в его созданиях столько общечеловеческого, что он стал достоянием всего цивилизованного мира.
Творчество Рембрандта как бы вылилось из самой его жизни. Это - та же ежечасная борьба тени и света, борьба гиганта, полного энергии и бодрости, с беспощадными силами судьбы, с человеческой ненавистью, завистью, злобой и легкомыслием. Среди многочисленных портретов великого художника, писанных его рукой, два в особенности привлекают наше внимание. Они - два полюса его существования, в них вся тайна этой богато одаренной художественной натуры, столько сделавшей и так мало понятой.
Первый портрет изображает молодого человека лет 28, одетого в живописный костюм XVII столетия. Бархатный берет низко надвинут на густые рыжеватые кудри. Темные глаза смотрят бодро, самоуверенно и проницательно; в них уже сквозит печальное выражение человека, много прочувствовавшего и страдавшего. На лбу между бровями легла глубокая морщина - первая черта, проведенная горьким жизненным опытом и разочарованием. Линия рта, едва отененного маленькими усиками, положительно изящна; полуулыбка, блуждающая на сжатых губах, полна кроткого юмора. Это не красавец; но черты этого лица производят сильное, неизгладимое впечатление.
Второй портрет принадлежит к последним годам художника; он написан около 1658 года. Рембрандту уже с лишком пятьдесят лет. В лице старца все та же энергия и сила, во взгляде – почти юношеский огонь. Но выражение уже не то: упрек, гордая молчаливая печаль светятся в этих глазах; в улыбке - горечь разбитой жизни, утраченных упований. Это - трагическая, страдальческая душа Данте, находящая успокоение только в созерцании идеала и служении ему.
Настоящей биографии Рембрандта не сохранилось; едва ли она когда-либо была написана. Сведения, сообщаемые о нем современниками, так кратки, сбивчивы, так проникнуты недоброжелательством и клеветой, что трудно им доверять. Вскоре после его смерти подробности его жизни были забыты: про него рассказывали всякие сплетни и анекдоты, распущенные его учениками и разными завистниками, поэтому надо было много добросовестного и настойчивого труда, чтобы среди этой массы выдумок и наветов найти истину. В последнее время появилась целая «рембрандтовская» литература. Многие писатели, знатоки и поклонники великого живописца, посвятили долгие годы на изучение его жизни и деятельности. Благодаря их трудам, образ основателя и главы голландской школы наконец восстанет перед нами во всей своей величавой простоте и цельности.
стр 1 -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4 -
стр 5 -
стр 6 -
стр 7 -
стр 8 -
стр 9 -
стр 10 -
стр 11 -
стр 12 -
стр 13 -
стр 14 -
стр 15 -
стр 16 -
стр 17 -
стр 18 -
стр 19 -
стр 20 -
стр 21 -
стр 22 -
стр 23 -
стр 24 -
стр 25 -
стр 26 -
стр 27 -
стр 28 -
стр 29
|
|