На главную
Рембрандт
"Я всю жизнь во всем искал естественность природы, никогда не увлекался ложным блеском форм. Художника делает великим не то, что он изображает, а то, насколько правдиво воссоздает он в своем искусстве природу. Жизнь - это все для меня..."

Биография    
    Статьи
    Портреты
    Автопортреты       
    Мифология    
    Графика
    Жанры
Сын мельника    
    Нищета
    Счастье
    Нет традициям       
    Новые этапы    
    Бедность
    Итоги

Книжки о Рембрандте:   Г.Д.ГулиаГ.ШмиттА.КалининаТ.ФрисГ.НедошивинЭ.Фромантен

Автопортрет
Автопортрет
1669 года


   
Автопортрет
Автопортрет
1660 года


   
   
Автопортрет
Автопортрет,
1656 года

   

   
Автопортрет
Автопортрет
1665 года


Высшая зрелость мастерства. Итоги жизни

В 1658 году, после продажи дома за долги, Рембрандт со всей своей семьей - Хендрикье, Титусом и Корнелией - переезжает жить в гостиницу. В 1660 году Хендрикье и Титус открыли антикварный магазин, Рембрандт туда оформлен на работу в качестве эксперта. По договору ему выплачивалось жалованье.
Как читатель, очевидно, помнит, решение суда обязывало Рембрандта вновь создаваемые картины передавать в распоряжение кредиторов. Но в соответствии с заключенным договором между ним и Хендрикье Стоффелс он получал право продавать свои произведения через антикварный магазин. Таким образом, Рембрандту удалось хоть как-то сводить концы с концами. Полученные в результате доходов с антикварного магазина средства дали возможность семье приобрести другой, более скромный дом на улице Розенграхт, 184.
На автопортрете 1660 года (Лондон) Рембрандт изображает себя вновь обретшим силы и уверенность. Художник вооружен кистями, палитрой, муштабелем, он снова полон готовности работать. Тем же настроением окрашен еще один автопортрет, созданный в том же году (1660 г., Париж, Лувр). Здесь художник изображает себя в творческом порыве: виден край мольберта, в одной его руке - кисти и палитра, в другой - муштабель. Обрамленное пышными волосами, повернутое к зрителю лицо дышит вдохновением.
Автопортрет 1665 года (Кельн, Музей Вальраф-Рихартц) немного напоминает только что описанный. Здесь Рембрандт также изобразил себя в момент работы. Он в темной одежде со сверкающим шарфом на плечах; на голове белая рабочая шапочка. На лице художника, обращенном к зрителю, торжествующая улыбка.
Во многом примечательны два последних автопортрета, созданных в год смерти художника (1669), находящихся в Лондоне (Национальная галерея) и в Гааге (Маурицхейс). На лондонском портрете Рембрандт изображен в небольшой шапочке с соединенными перед собой руками. Мягко улыбаясь, он смотрит на зрителя. Этот взгляд как бы проникает в века. Художник видел то, что не дано было видеть современникам: его великие произведения приняты и оценены по достоинству потомками во всех странах мира. На втором автопортрете Рембрандт в темной одежде и полосатом шарфе. Лицо также обращено к зрителю, взгляд излучает доброту и внутреннюю силу. Цикл автопортретов этого периода свидетельствует о собранности художника, его огромном творческом потенциале, стремлении выразить на полотне мысли по поводу накопленного и пережитого.
В эти годы Рембрандт создает запоминающиеся образы отдельных людей и яркие групповые портреты. Они отличаются исключительной психологической глубиной. Художник снова обращается к темам верности и благородства, малодушия и предательства, используя библейские сюжеты. Большой эмоциональный накал ощущается в картине «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660 г., Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина). Мы уже упоминали о том, что еще юношей в 1626 году Рембрандт впервые заинтересовался этим сюжетом. На картине, созданной тогда в соавторстве с Ливенсом, запечатлен острый момент: Ассур (другое его имя Артаксеркс) после рассказа Эсфири о преступном поведении Амана яростно сжал кулаки, кажется, он готов наброситься на вероломного царедворца и уничтожить его.
В 1660 году, умудренный жизненным опытом и достигший совершенства в своем искусстве, Рембрандт по-иному решает эту тему. Эсфирь только что закончила свой рассказ, изобличающий Амана. Ассур, сжимая скипетр, смотрит перед собой невидящими глазами: он осмысливает только что услышанное. Аман опустил голову, ссутулился.
В картине вроде бы нет никакого движения. И в то же время в ней буря чувств, накал страстей. Цвет и свет, весь колорит произведения способствуют передаче характеров персонажей, их душевного состояния в данный момент. Ярким светом залита фигура Эсфири. Шитая золотом ее мантия горит и переливается драгоценными камнями. Весь облик героини выражает чистоту и благородство. Фигура Ассура (Артаксеркса) величественна и властна. Вместе с Эсфирью они представляют как бы единое целое. В стороне затененная фигура обреченного Амана. Идея торжества справедливости в этом произведении находит исключительно яркое воплощение.
Автор скупо использует детали интерьера. Объяснение происходит во время царского пира. Но мы видим только несколько предметов. На затемненном столе золотое блюдо, на скамейке перед столом - невысокий кувшин, бокал в руке Амана - вот и все. Основное внимание зрителя сосредоточивается на лицах персонажей, красноречиво говорящих об их психологическом состоянии.
Красочный слой указанной картины за столетия ее существования подвергся сильному разрушению. Одно время казалось, что она вообще погибла. Существует предположение, что еще до покупки картины для Эрмитажа (а это произошло в 1764 году) на нее губительно подействовал вспыхнувший поблизости от здания бывшего владельца пожар.

стр 1 - стр 2 - стр 3 - стр 4 - стр 5


Рекомендуемые сайты от Рембрандта:

•  Освещение. Оптом и в розницу эпра для ламп с доставкой по РФ.

Гледис Шмитт. "Рембрандт". Исследование жизни и творчества Рембрандта » предисловие »



Книга первая:

Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Часть четвертая


Книга вторая:

Часть пятая
Часть шестая
Часть седьмая
Часть восьмая


Книга третья:

Часть девятая
Часть десятая
Часть одиннадцать
Часть двенадцать


Книга четверая:

Часть тринадцать
Часть четырнадцать
Часть пятнадцать
Часть шестнадцать


Книга пятая:

Часть семнадцать
Часть восемнадц
Часть девятнадц
Часть двадцатая



Художник Рембрандт Харменс Ван Рейн. Картины, рисунки, критика, биография
Rembrandt Harmens van Rain, 1606-1669   www.rembr.ru   e-mail: help(a)rembr.ru