Автопортрет 1669 года
|
|
Автопортрет 1660 года
|
|
|
Автопортрет, 1656 года
|
|
|
|
Автопортрет 1665 года
|
Высшая зрелость мастерства. Итоги. Часть 3
На головах - черные шляпы с полями, тоже разных фасонов. Без шляпы только стоящий на втором плане секретарь. Стол накрыт массивной красной бархатной скатертью, которая является основой колористической гаммы картины. Задняя стена отделана деревом - его цвет перекликается с передней, несколько затененной частью скатерти. В картине, как и в других работах художника последнего периода, нет никаких отвлекающих деталей, все предельно лаконично, ясно, строго.
После окончания работы над этим произведением временно происходит снижение интенсивности творческой деятельности Рембрандта. Известны лишь два произведения, датированных 1664 годом. Возможно, это объяснялось тем, что на Рембрандта свалилось новое несчастье - в 1663 году умерла Хендрикье. Она оставила завещание, по которому передавала свое дело - антикварный магазин - Титу су; Рембрандта назначала опекуном их дочери Корнелии, так как его брак с Хендрикье не был официально оформлен. Рембрандту передавались права и на небольшое наследство, которое удалось собрать благодаря владению антикварным магазином.
В связи с тем что магазин перешел к Титусу, нельзя считать верным утверждение, будто Рембрандт в последние годы жил в полной нищете. Скорее всего, впечатление о его бедности он сам и его семья создавали искусственно, чтобы избавиться от преследований кредиторов. Во всяком случае, очень хочется верить (и, как представляется, для этого есть достаточные основания), что в последние годы жизни Рембрандта его материальное положение позволило ему спокойно работать.
После 1664 года наступает новый период высокой творческой активности. В 1665 году Рембрандт написал шесть картин. Наряду с созданием портретов художник опять обращался к библейским сюжетам. Один из излюбленных его героев - Давид в эти годы воплощается им в новом качестве. Картина «Давид и Урия» (1665 г., Ленинград, Государственный Эрмитаж) - плод невеселых размышлений художника о пагубной силе власти.
Легенда гласит, что после смерти царя Саула, который преследовал Давида, Давид занимает царский престол. И не выдерживает испытания властью: становится вероломным и жестоким. В картине «Давид и Урия» запечатлен момент, когда Давид отсылает Урию, одного из лучших своих полководцев, на верную гибель, чтобы завладеть приглянувшейся ему женой Урии - Вирсавией.
Художник с исключительной силой охарактеризовал персонажей этой картины. На первом плане стоит Урия. Глаза его опущены, правая рука приложена к груди. Он явно понимает, что его ждет, и глубоко страдает от жестокой несправедливости. Давид, только что вынесший ему, по сути, смертный приговор, сидит в глубине. Его лицо спокойно, в нем ни тени раскаяния. Старик-писец смотрит на Урию сочувственно и скорбно. Так завершается Рембрандтом цикл картин о Давиде. Вероломству и жестокости царя Давида Рембрандт противопоставляет благородство и нежность семейных отношений, с такой теплотой отображенные им в картине «Еврейская невеста» (1665 г., Амстердам, Рейксмузей).
Персонажи этой картины вызывают разногласия среди исследователей. Делаются попытки найти библейские аналоги. Героями картины называют Исаака и Ревекку, Иакова и Рахиль, Вооза и Руфь, Товия и Сару. Нам кажется наиболее вероятным, что на картине изображены сын Рембрандта Титус и его молодая жена Магдалена ван Лоо. Во всяком случае, об этом говорит портретное сходство.
Но кто бы ни был прав, содержание картины, ее настроение сомнений не вызывают. Лица молодых людей дышат чистотой и целомудрием. Они чуть скованы, смущены, но буйство красок, их неожиданные переходы свидетельствуют о счастливом волнении, охватившем эти молодые души. Переливы золотисто-желтого, бронзово-зеленого, пламенно-красного, выпуклые пастозные мазки необыкновенно усиливают эмоциональное впечатление от картины. Тоска по отнятому у него судьбой семейному счастью выражена Рембрандтом в работе «Семейный портрет» (1668-1669 гг., Брауншвейг, Музей герцога Антона Ульриха). Эта картина по сравнению с «Еврейской невестой» отличается большей повествовательностью. Мать держит на руках маленького ребенка, играющего погремушкой.
Девочка постарше, улыбаясь, смотрит на свою более взрослую сестру, несущую корзину с цветами. Отец, помещенный художником на заднем плане, протягивает детям цветок. Картина проникнута настроением глубокого внутреннего единения, согласия и гармонии.
стр 1 -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4 -
стр 5
|