На главную
Рембрандт
"Я всю жизнь во всем искал естественность природы, никогда не увлекался ложным блеском форм. Художника делает великим не то, что он изображает, а то, насколько правдиво воссоздает он в своем искусстве природу. Жизнь - это все для меня..."

Биография    
    Статьи
    Портреты
    Автопортреты       
    Мифология    
    Графика
    Жанры
Сын мельника    
    Нищета
    Счастье
    Нет традициям       
    Новые этапы    
    Бедность
    Итоги

Книжки о Рембрандте:   Г.Д.ГулиаГ.ШмиттА.КалининаТ.ФрисГ.НедошивинЭ.Фромантен

Возвращение блудного сына
Возвращение
блудного сына,
1669


   
Автопортрет
Автопортрет
1660 года


   
   
Возвращение блудного сына, деталь
Возвращение
блудного сына,
деталь, 1669

   

   
Собрание ордена батавов
Собрание ордена
батавов, 1661-62


Высшая зрелость мастерства. Итоги. Часть 4

Подлинным апофеозом всего творчества Рембрандта является картина «Возвращение блудного сына» (см. слева). К сюжету о блудном сыне, как мы уже говорили, Рембрандт обращался неоднократно. Еще в 1635 году он создает картину «Автопортрет с Саскией на коленях», отражавшую эпизод легенды о блудном сыне, проматывающем отцовское наследство. К 1636 году относится офорт «Возвращение блудного сына». За год до смерти художник возвращается к этому образу. Блудный сын у входа в родной дом падает перед отцом на колени. Зрители видят рваную одежду, грязные заскорузлые пятки, бритую голову. Сын прижимается к груди отца. Трепетные чуткие пальцы старика ласково касаются спины юноши. С исключительной точностью и силой найден этот жест. В нем слились воедино любовь к сыну, долгие годы ожидания его, потерянная надежда на встречу, глубокое чувство потрясения в связи с его возвращением. Остальные персонажи картины наблюдают происходящее. Стоящий справа мужчина в красном плаще с посохом смотрит на блудного сына с выражением жалости, как бы одобряя тем самым поведение отца. Во взгляде сидящего рядом человека - явное осуждение сына, его беспутной жизни, приведшей к полному краху. На заднем плане две женские фигуры застыли с выражением удивления, сочувствия и настороженного ожидания.
Картина воплощает мысли художника об очищающей силе доброты, о необходимости сочувствия к человеку и поддержки его в трудные минуты жизни. Художник наполнил картину сияющим светом. Крупные рельефные, разнообразные по цвету и форме мазки сливаются в яркий торжествующий каскад красок, выделяющих центральную группу. Рубище блудного сына, залитое солнечными лучами, сверкает, подобно драгоценной царской одежде. Величественна красная мантия старика отца. Ярким золотистым светом озарено его лицо. Все это блистательно передает состояние радости встречи отца и сына.
В последние годы жизни Рембрандта продолжают преследовать семейные несчастья. В 1668 году, спустя несколько месяцев после свадьбы, умирает его сын Титус. Дочь Титуса Тития родилась уже после его смерти. Это последнее горе надломило художника, силы которого были и без того на исходе. 8 октября 1669 года Рембрандт умирает на руках своей дочери Корнелии.
Перед смертью он сделал опекуном дочери ювелира Франческо Билера. Сразу после похорон опекун дал публикацию о том, что в доме художника не осталось никакого имущества, кроме нескольких носильных вещей и принадлежностей для рисования. Эта публикация должна была подтвердить, что Рембрандт неукоснительно выполнял постановление суда, предписавшего ему не заводить имущества, пока он не рассчитается с кредиторами.
Все это помогло сохранить для Корнелии то немногое, что ей оставили отец и мать. Таким образом, дошедшая до нас информация позволяет усомниться в распространенной в буржуазном искусствоведении версии относительно нищенского существования Рембрандта в последние годы его жизни. Однако то унизительное положение, в которое он был поставлен в бюргерской Голландии, необходимость изворачиваться, чтобы сохранить скромное состояние, дававшее ему всего лишь возможность трудиться, ускорили его кончину.
Глубоко гуманистические устремления гениального художника активно проявлялись на протяжении всего его творческого пути. Этими же принципами он руководствовался прежде всего, передавая свой опыт ученикам. У него их было немало. Уже в первые годы самостоятельной работы он подружился с Яном Ливенсом (1607 -1674), который был не только сотоварищем Рембрандта, но и в известной мере его учеником. В 1628 году к молодому Рембрандту поступает в обучение Герард Доу (1613-1675), а немногим позже - Биллем де Поортер (1608-1648).
В Амстердаме в пору наибольшей прижизненной славы Рембрандта у него обучается большая группа художников. В 30-е годы в школе Рембрандта - Якоб Бакер (1608- 1651), Говерт Флинк (1615 - 1660), Фердинанд Бол (1616- 1680), Саломон Конинк (1609-1659), Гербрандт ван ден Экгоут (1621 - 1674), Ян Викторе (1620-1676). В 40-е годы в разное время под его руководством работают Карел Фабрициус (1622-1654), Ламберт Доомер (1622/23-1700), Абраам Фурнериус (род. ок. 1621), Самюэль ван Хоохстратен (1627 -1688), Барент Фабрициус (1624-1673) - младший брат Карела Фабрициуса, Николас Мае (1634-1693). 40-е годы ознаменованы и притоком иностранцев в мастерскую Рембрандта, среди них немцы Михаэль Вилльман (1630-1705), Кристоф Паудисс (ок. 1618-1666/67), датчанин Бернгард Кейль (1624-1687). Позднее у Рембрандта обучались Гейман Дюлларт (1636-1684), Константин Ван Ренессе (1626-1680), Биллем Дрост (даты рождения и смерти неизвестны), Готфрид Кнеллер (1648-1723), Арент де Гелдер (1645-1727).
Рембрандт предоставлял ученикам возможность пользоваться всеми экспонатами своей богатой коллекции, устраивал совместные сеансы рисования с натуры, передавал свои знания и опыт. Всем своим творчеством он выступал против официальных канонов, против эстетических вкусов, господствовавших в буржуазном обществе. Некоторые из воспитанников живо восприняли и продолжали традиции Рембрандта, хотя никто из них не был так гениально одарен, как их великий учитель. Но были и такие, кто изменил его принципам, откровенно став на службу буржуазного строя.

стр 1 - стр 2 - стр 3 - стр 4 - стр 5


Рекомендуемые сайты от Рембрандта:

• 

Гледис Шмитт. "Рембрандт". Исследование жизни и творчества Рембрандта » предисловие »



Книга первая:

Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Часть четвертая


Книга вторая:

Часть пятая
Часть шестая
Часть седьмая
Часть восьмая


Книга третья:

Часть девятая
Часть десятая
Часть одиннадцать
Часть двенадцать


Книга четверая:

Часть тринадцать
Часть четырнадцать
Часть пятнадцать
Часть шестнадцать


Книга пятая:

Часть семнадцать
Часть восемнадц
Часть девятнадц
Часть двадцатая



Художник Рембрандт Харменс Ван Рейн. Картины, рисунки, критика, биография
Rembrandt Harmens van Rain, 1606-1669   www.rembr.ru   e-mail: help(a)rembr.ru