Автопортрет 1669 года
|
|
Автопортрет 1660 года
|
|
|
Автопортрет, 1656 года
|
|
|
|
Автопортрет 1665 года
|
Высшая зрелость мастерства. Итоги. Часть 2
Попытки «вылечить» великое произведение искусства предпринимались еще более полутора столетий назад. Реставратор Эрмитажа А.Митрохин в 1819 году перенес картину на другое полотно. В конце XIX века это произведение было передано из Эрмитажа Румянцевскому музею (Москва). Картина и после перенесения ее на новый холст продолжала оставаться в плохой сохранности; в 1900 году она была направлена к специалистам в Берлин для новой реставрации. Там профессор Хаузер опять перевел ее на другой холст. Коллекция Румянцевского музея в 1924 году была передана в Музей изящных искусств (в настоящее время - Государственный музей изобразительных искусств им. A.С.Пушкина).
В связи с тем что после второй реставрации картина все еще не была полностью восстановлена, советские художники В.Н.Яковлев и П.Д.Корин еще раз перевели ее на новый холст. Это несколько улучшило ее состояние, однако проблема полного восстановления произведения решена не была. Со временем появились вздутости красочного слоя, местами он отделился вместе с грунтом от холста. Появилась опасность осыпи краски. Состояние картины было проанализировано на специальных совещаниях советских специалистов. Заведующий отделом реставрации картин Музея им. А.С.Пушкина С.С.Чураков
с большим мастерством осуществил еще один перевод картины на новый холст - в четвертый раз за ее существование.
В настоящее время разрушение картины остановлено и она в обновленном виде снова возвращена в экспозицию музея.
Мысль о необходимости для человека до конца оставаться верным избранным принципам, его идеалам нашла воплощение в картине «Заговор Юлия Цивилиса», или «Клятва ботавов» (1661 г., Стокгольм, Национальный музей). Картина была заказана Рембрандту для оформления нового здания амстердамской ратуши. По идее заказчиков - «отцов города», зал ратуши должны были украшать восемь картин, посвященных восстанию предков голландцев - ботавов против римского владычества. Имелось в виду, что героическое прошлое страны будет напоминать голландцам об их недавней борьбе за свободу и независимость против Испании.
Первоначально заказ на весь цикл картин получил художник Говард Флинк. Но в 1660 году Флинк умер, и заказы распределили между художниками Ливенсом и Йордансом, популярными в то время в аристократических кругах. Одну из картин этого цикла было поручено написать Рембрандту. Сюжетом для композиции Рембрандта послужил рассказ Тацита о вожде ботавов Юлии Цивилисе. Ночью он пригласил представителей своего племени в священную рощу и, воодушевленные им, они дали клятву единодушно выступить против Рима (68- 70 гг. н. э.).
Момент клятвы Юлия Цивилиса и главных представителей племени ботавов, сидящих вокруг пиршественного стола, и запечатлен в картине Рембрандта. Почти в центре длинного стола художник поместил фигуру Юлия Цивилиса. Он властно поднимает свой короткий меч, к которому прислоняют свои мечи окружающие вождя воины.
Сцена полна величия и пафоса. Стоящие и сидящие фигуры собравшихся, освещенные и находящиеся в тени, расположены таким образом, что создается впечатление активного движения, единого благородного порыва. Не исключено, что именно эта особенность произведения великого художника и не понравилась хозяевам города - они вернули произведение автору «на исправление». Требования были таковы, что нарушали основы его замысла.
Рембрандт категорически отказался вносить какие-либо изменения. Тогда заказ был передан другому художнику - Ю.Овенсу, одному из учеников Рембрандта. Овенс выполнил заказ и его картина была помещена в ратуше. Не удивительно, что Рембрандт потерпел неудачу при попытке принять участие в оформлении интерьера амстердамской ратуши: ведь его судьями были те, с кем он никогда не находил общего языка. После возвращения картины художник вырезал центральную часть, несколько видоизменил ее и продал. Так было загублено одно из величайших произведений монументальной живописи.
На одном из отрезков этого холста был выполнен другой заказ - групповой портрет «Синдики» (1662 г., Амстердам, Рейксмузей). Это произведение - вершина искусства Рембрандта в области портретной живописи. Оно поражает своей жизненной силой, органическим сочетанием яркости портретных характеристик отдельных персонажей и единого целого.
На картине изображены сидящие за столом руководящие деятели - старшины (синдики) корпорации цеха суконщиков. Они отчитываются в своей деятельности. Председатель только что закончил речь. Сидящие за столом синдики единодушны в своем одобрении речи председателя. Председатель держит в руке небольшую книжицу, в которую, очевидно, заглядывал во время своего выступления. Перед двумя синдиками - толстая развернутая книга, вероятно бухгалтерский отчет. Крайний справа держит в руке мешочек с деньгами - это кассир. Все одеты в официальные черные костюмы с белыми воротничками.
стр 1 -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4 -
стр 5
|