Портрет Хендрикье Стоффельс, 1659
|
|
Портрет сына Титуса, 1657
|
|
|
Автопортрет с Саскией на коленях, 1635
|
|
|
|
Портрет Яна Сикса, 1654
|
На новом этапе творчества
Два последних десятилетия жизни Рембрандта - 50-е и 60-е годы XVII века - ознаменованы созданием новых шедевров, вошедших в сокровищницу мировой классики. В отличие от многих своих коллег Рембрандт в этот период почти не писал картин, прославляющих бюргеров, а в результате все меньше получал заказов. Конфликт художника с бюргерской Голландией все более обострялся. В его творчестве в этот период особенно большое место занимают автопортреты, портреты родных и близких людей.
В последние десятилетия жизни художника автопортреты достигают особенно высокой психологической насыщенности, зрелого мастерства. Таким, в частности, является рисунок из Музея Рембрандта в Амстердаме (1654). Художник изобразил себя во весь рост в мастерской, в рабочем костюме и шляпе. Суровое и решительное выражение уже немолодого лица, уверенная поза - все говорит о готовности противостоять невзгодам.
Симпатии мастера по-прежнему на стороне простых людей. Он создает все новые произведения, посвященные людям труда, обездоленным, нищим. Характерен в этом отношении офорт «Нищие у двери дома» (1648): Мужчина в широкополой шляпе, женщина с ребенком за спиной и палкой в руках и мальчик. Не теряя достоинства, они принимают подаяние от старика, стоящего в дверях дома. Чувствуется, что это крепкая, трудовая семья, впавшая в нищету.
Сближение Рембрандта с людьми трудовой Голландии в этот период имело, кроме всего, и особые объяснения. Его фактической женой становится крестьянская девушка Хендрикье Стоффелс. Среда, из которой она происходила, близкие к ней люди теперь постоянно находятся в поле зрения художника, в непосредственной от него близости. Рембрандт не мог официально жениться на Хендрикье, так как по завещанию Саскии в случае женитьбы лишился бы права быть опекуном наследства своего сына Титуса.
Благородная, и тонкая душа, Хендрикье окружает Рембрандта любовью, теплом, заботой. Все это согревает его в эти трудные годы, здесь он черпает силы и вдохновение. Хендрикье неоднократно запечатлена Рембрандтом в его бессмертных полотнах. На одном из них он облачает ее в роскошные одежды из золотистой парчи, украшает драгоценными камнями и жемчугом («Портрет Хендрикье в богатой одежде», 1654 г., Париж, Лувр). У нее спокойное, миловидное лицо, задумчивый, обращенный к зрителю взгляд.
Это год, когда Хендрикье родила дочку Корнелию.
Но вот через два года она изображена в простой домашней одежде: кисти рук зябко спрятаны в широкие рукава. Лицо осунулось, в глазах - настороженность и горькая ирония. Картина создана в суровом 1656 году («Портрет Хендрикье», Франкфурт-на-Майне, Штеделевский художественный институт). Именно в этом году было описано имущество Рембрандта за долги.
В период 1657-1658 годов, когда проходила распродажа имущества на аукционе, Рембрандт создает новый «Портрет Хендрикье Стоффелс» (Берлин - Далем, государственные музеи). Она в той же домашней одежде, что и на картине 1656 года. Но здесь на ней все те украшения, в которых она запечатлена на картине 1654 года.
Особенно примечательна такая деталь: к шнурку, висящему на шее, прикреплено обручальное кольцо, символизирующее ее фактический брак с Рембрандтом. Весь облик этой необыкновенно привлекательной молодой женщины, ее приветливый и умный взгляд как бы говорит о том, что она знает меру бренного и настоящего в жизни, умеет отличать подлинные ценности от мнимых. Это один из самых обаятельных женских образов в мировой живописи.
В эти годы Хендрикье стала моделью для создания Рембрандтом персонажей ряда замечательных картин. Вот она в образе Вирсавии. Вирсавия изображена в купальне в момент, когда она только что прочитала письмо царя Давида, который предлагает ей, замужней женщине, явиться к нему.
стр 1 -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4
|