На главную
Рембрандт
"Я всю жизнь во всем искал естественность природы, никогда не увлекался ложным блеском форм. Художника делает великим не то, что он изображает, а то, насколько правдиво воссоздает он в своем искусстве природу. Жизнь - это все для меня..."

Биография    
    Статьи
    Портреты
    Автопортреты       
    Мифология    
    Графика
    Жанры
Сын мельника    
    Нищета
    Счастье
    Нет традициям       
    Новые этапы    
    Бедность
    Итоги

Книжки о Рембрандте:   Г.Д.ГулиаГ.ШмиттА.КалининаТ.ФрисГ.НедошивинЭ.Фромантен

Хендрикье
Портрет
Хендрикье
Стоффельс, 1659


   
Сын Рембрандта
Портрет сына
Титуса, 1657


   
   
Автопортрет с Саскией
Автопортрет
с Саскией
на коленях, 1635

   

   
Ян Сикс
Портрет Яна
Сикса, 1654


На новом этапе творчества. Часть третья

Используя библейские сюжеты, Рембрандт неизменно стремился истолковать их по-своему, показывал земное происхождение религиозных легенд. С помощью библейских сюжетов художник раскрывал свои представления об окружающем материальном мире. Подтверждением сказанному может служить и тот факт, что во многих картинах Рембрандта образам святых приданы черты реальных людей. Нередко при создании подобных полотен ему позировали родственники и знакомые. Так, в «Пророчице Анне» (1632 г., Амстердам, Рейксмузей) он изобразил свою мать. Она запечатлена и в образе «Пророчицы» (1630 г., Эссен, частная коллекция). Отец художника стал прототипом образов «Святого Павла» (1631 г., Бремен, Музей искусств), «Святого Петра» (1632 г., Стокгольм, Национальный музей) и других. Даже самого себя художник представил в виде святого Павла (1661 г. Амстердам. Рейксмузей).
В обликах всех этих «святых» нет ничего неземного, потустороннего. Персонажи изображены в простой одежде, их лица лишены непроницаемости и величия - скорее они свидетельствуют о тяжелом раздумье, несут на себе печать вполне человеческих разочарований, утрат, размышлений. Вера в высокое призвание человека, в силу его духа, в неисчерпаемость его благородства находит выражение во многих картинах 50-х годов. Одна из них - «Портрет мужичины» (1654 г., Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина), в лице которого, по утверждению многих исследователей, запечатлены черты брата Рембрандта, сапожника, умершего за год до окончания картины. Автор изображает пожилого человека-труженика, ' одетого в темную простую одежду. Черный берет оттеняет ярко освещенную часть усталого, в морщинах лица. Тень берета падает на потухшие полузакрытые глаза. Чувствуется, что человек немало пережил, но тяготы, непосильная работа не сломили его.
В том же 1654 году художник пишет «Портрет старушки» (Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина). Под красным капюшоном - покрытое сетью густых морщин задумчивое лицо. Женщина словно вспоминает всю свою жизнь, в которой не было ничего светлого, радостного. В портрете изображено не мимолетное, случайно появившееся выражение, как это было свойственно многим ранним работам художника. В нем раскрывается многообразие мыслей и переживаний героини. Руки ее спрятаны под меховую накидку. Этот найденный художником жест дает возможность не отвлекать внимание зрителя на руки, превращая ярко освещенное лицо в важнейший цветовой и смысловой центр картины.
Автор применил здесь новые приемы наложения краски. Освещенные части лица написаны густой краской, а на темные места краска наложена тонким прозрачным слоем. Таким образом, светлые пятна получились более интенсивными, а тени - легкими, что усиливает впечатление живой подвижности лица. Художник доводит до совершенства живописные приемы обработки фона картины, в результате чего создаются едва уловимые оттенки света.
К этому же 1654 году относится еще один «Портрет старушки» (Ленинград, Государственный Эрмитаж), во многом напоминающий предыдущее произведение. Пожилая женщина сидит в кресле. Ее руки сложены на коленях, голова несколько наклонена. Во всей фигуре выражение усталости и грусти. Ее силуэт вырисовывается на неровно освещенном желтовато-коричневом фоне, который создает впечатление пространственной глубины. Густыми мазками художник лепит лицо, сморщенные руки, белый платок на груди. Женщина задумалась, ее мысли обращены в прошлое.
В это же время создан и «Портрет старого еврея» (1654 г., Ленинград, Государственный Эрмитаж). В кресле, устало ссутулившись, сидит старик в большом берете. Выражение его лица серьезно и озабоченно. С огромным мастерством выписаны натруженные большие кисти рук.

стр 1 - стр 2 - стр 3 - стр 4


Гледис Шмитт. "Рембрандт". Исследование жизни и творчества Рембрандта » предисловие »



Книга первая:

Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Часть четвертая


Книга вторая:

Часть пятая
Часть шестая
Часть седьмая
Часть восьмая


Книга третья:

Часть девятая
Часть десятая
Часть одиннадцать
Часть двенадцать


Книга четверая:

Часть тринадцать
Часть четырнадцать
Часть пятнадцать
Часть шестнадцать


Книга пятая:

Часть семнадцать
Часть восемнадц
Часть девятнадц
Часть двадцатая



Художник Рембрандт Харменс Ван Рейн. Картины, рисунки, критика, биография
Rembrandt Harmens van Rain, 1606-1669   www.rembr.ru   e-mail: help(a)rembr.ru