Портрет Хендрикье Стоффельс, 1659
|
|
Портрет сына Титуса, 1657
|
|
|
Автопортрет с Саскией на коленях, 1635
|
|
|
|
Портрет Яна Сикса, 1654
|
На новом этапе творчества. Часть третья
Используя библейские сюжеты, Рембрандт неизменно стремился истолковать их по-своему, показывал земное происхождение религиозных легенд. С помощью библейских сюжетов художник раскрывал свои представления об окружающем материальном мире. Подтверждением сказанному может служить и тот факт, что во многих картинах Рембрандта образам святых приданы черты реальных людей. Нередко при создании подобных полотен ему позировали родственники и знакомые. Так, в «Пророчице Анне» (1632 г., Амстердам, Рейксмузей) он изобразил свою мать. Она запечатлена и в образе «Пророчицы» (1630 г., Эссен, частная коллекция).
Отец художника стал прототипом образов «Святого Павла» (1631 г., Бремен, Музей искусств), «Святого Петра» (1632 г., Стокгольм, Национальный музей) и других.
Даже самого себя художник представил в виде святого Павла (1661 г. Амстердам. Рейксмузей).
В обликах всех этих «святых» нет ничего неземного, потустороннего. Персонажи изображены в простой одежде, их лица лишены непроницаемости и величия - скорее они свидетельствуют о тяжелом раздумье, несут на себе печать вполне человеческих разочарований, утрат, размышлений. Вера в высокое призвание человека, в силу его духа, в неисчерпаемость его благородства находит выражение во многих картинах 50-х годов. Одна из них - «Портрет мужичины» (1654 г., Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина),
в лице которого, по утверждению многих исследователей, запечатлены черты брата Рембрандта, сапожника, умершего за год до окончания картины. Автор изображает пожилого человека-труженика, ' одетого в темную простую одежду.
Черный берет оттеняет ярко освещенную часть усталого, в морщинах лица. Тень берета падает на потухшие полузакрытые глаза. Чувствуется, что человек немало пережил, но тяготы, непосильная работа не сломили его.
В том же 1654 году художник пишет «Портрет старушки» (Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина). Под красным капюшоном - покрытое сетью густых морщин задумчивое лицо. Женщина словно вспоминает всю свою жизнь, в которой не было ничего светлого, радостного. В портрете изображено не мимолетное, случайно появившееся выражение, как это было свойственно многим ранним работам художника. В нем раскрывается многообразие мыслей и переживаний героини. Руки ее спрятаны под меховую накидку. Этот найденный художником жест дает возможность не отвлекать внимание зрителя на руки, превращая ярко освещенное лицо в важнейший цветовой и смысловой центр картины.
Автор применил здесь новые приемы наложения краски. Освещенные части лица написаны густой краской, а на темные места краска наложена тонким прозрачным слоем. Таким образом, светлые пятна получились более интенсивными, а тени - легкими, что усиливает впечатление живой подвижности лица. Художник доводит до совершенства живописные приемы обработки фона картины, в результате чего создаются едва уловимые оттенки света.
К этому же 1654 году относится еще один «Портрет старушки» (Ленинград, Государственный Эрмитаж), во многом напоминающий предыдущее произведение. Пожилая женщина сидит в кресле. Ее руки сложены на коленях, голова несколько наклонена. Во всей фигуре выражение усталости и грусти. Ее силуэт вырисовывается на неровно освещенном желтовато-коричневом фоне, который создает впечатление пространственной глубины. Густыми мазками художник лепит лицо, сморщенные руки, белый платок на груди. Женщина задумалась, ее мысли обращены в прошлое.
В это же время создан и «Портрет старого еврея» (1654 г., Ленинград, Государственный Эрмитаж). В кресле, устало ссутулившись, сидит старик в большом берете. Выражение его лица серьезно и озабоченно. С огромным мастерством выписаны натруженные большие кисти рук.
стр 1 -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4
|