Портрет Хендрикье Стоффельс, 1659
|
|
Портрет сына Титуса, 1657
|
|
|
Автопортрет с Саскией на коленях, 1635
|
|
|
|
Портрет Яна Сикса, 1654
|
На новом этапе творчества. Часть вторая
Картина Рембрандта принципиально отличается от произведения на аналогичную тему, созданного Рубенсом. Вирсавия Рубенса - пышная легкомысленная красавица. На лице героини Рембрандта отражены многообразные переживания: растерянность, грусть, горькое раздумье о своей судьбе. Образ Марии в уже упоминавшейся нами картине «Святое семейство» (1645 г., Ленинград. Государственный Эрмитаж) также навеян чертами Хендрикье. Здесь она - молодая мать, в простой крестьянской одежде. Картина оставляет впечатление нежности и теплоты человеческих отношений.
О личной жизни Рембрандта, его связи с Хендрикье стало известно в бюргерских и церковных кругах. В июне 1654 года ее вызвали в кальвинистскую консисторию, настойчиво убеждали порвать незаконную связь с Рембрандтом. Она категорически отказалась это сделать, и ее отлучили от причастия. И после этого Хендрикье непоколебимо оставалась верна Рембрандту, продолжала делить с ним все тяготы и невзгоды.
В описываемое время Рембрандт наряду с другими темами продолжает использовать в своем творчестве библейские и мифологические сюжеты. В этом отношении интересны два варианта картины «Иосиф, обвиняемый женой Пентефрия» (1655 г., Вашингтон, Национальная галерея; Берлин - Далем, государственные музеи). Легенда гласит, что распутная жена Пентефрия влюбилась в Иосифа и пыталась его соблазнить. Не добившись успеха, она обвинила Иосифа перед своим мужем. Этот сюжет был широко распространен. Он использовался при художественном оформлении храмов, интерьеров официальных зданий. Например, он лег в основу росписи нижней левой части алтаря Софийского собора в Киеве, а также Грановитой палаты в Московском Кремле. В том и другом произведениях жена Пентефрия пытается удержать убегающего от нее Иосифа.
Композиция двух картин Рембрандта примерно одинакова. По одну сторону кровати - невинно пострадавший, униженный Иосиф, по другую - Пентефрий и его жена, вероломно обвиняющая Иосифа. Художник нашел убедительную характеристику персонажей. На одной из картин (вашингтонской) Иосиф поднимает левую руку - как бы просит слова в стремлении остановить поток бесстыдной лжи. На другой - он стоит в смиренной позе, сложив руки и склонив голову. В обоих вариантах картины поза жены Пентефрия почти неизменна. Прикрывая левой рукой раскрытую грудь, она правой рукой указывает на Иосифа, пытаясь уличить его в несовершенном грехе. Выразительна поза Пентефрия: он спокойно, внимательно и доверчиво слушает жену. Во всем его облике чувствуется возрастающая с каждым словом враждебность к Иосифу.
В конце 40-х - в 50-е годы Рембрандт возвращается к ряду сюжетов, уже использованных им ранее. В 1648 году он пишет картину «Христос в Эммаусе» (1648 г., Париж, Лувр). Одноименное полотно было создано им почти двадцать лет назад - в 1628-1629 годах (Париж, музей Жакмар-Андре). Его отличали черты, характерные вообще для раннего периода творчества художника: аффектация поз, резкая контрастность светотени, некоторая прямолинейность подачи образов.
Темный профиль Христа, сидящего с краю стола, вырисовывается на фоне ярко освещенной стены. У него отрешенный, устремленный в бесконечность взгляд. Он далек от окружающего его мира, не замечает присутствующих. По другую сторону стола - залитая светом фигура путника, узнавшего своего учителя. Потрясенный, он резко наклонился вперед, словно готовый сорваться с места, чтобы поскорей разнести весть об этом событии. Другой путник, узнав Христа, упал к его ногам. В картине 1648 года эта сцена представлена по-иному. В центре стола, на темном фоне высокой ниши ярко освещенный Христос. В его скорбных чертах отражение перенесенных вполне земных страданий. Двое учеников за столом пристально вглядываются в него, боясь поверить себе. Внутреннее напряжение сцены передано теперь с помощью лаконичных средств.
Передаче верного настроения немало способствуют выполненные с исключительным мастерством тончайшие переходы светотени.
стр 1 -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4
|