На главную
Рембрандт
"Я всю жизнь во всем искал естественность природы, никогда не увлекался ложным блеском форм. Художника делает великим не то, что он изображает, а то, насколько правдиво воссоздает он в своем искусстве природу. Жизнь - это все для меня..."

Биография    
    Статьи
    Портреты
    Автопортреты       
    Мифология    
    Графика
    Жанры
Сын мельника    
    Нищета
    Счастье
    Нет традициям       
    Новые этапы    
    Бедность
    Итоги

Книжки о Рембрандте:   Г.Д.ГулиаГ.ШмиттА.КалининаТ.ФрисГ.НедошивинЭ.Фромантен

Хендрикье
Портрет
Хендрикье
Стоффельс, 1659


   
Сын Рембрандта
Портрет сына
Титуса, 1657


   
   
Автопортрет с Саскией
Автопортрет
с Саскией
на коленях, 1635

   

   
Ян Сикс
Портрет Яна
Сикса, 1654


На новом этапе творчества. Часть вторая

Картина Рембрандта принципиально отличается от произведения на аналогичную тему, созданного Рубенсом. Вирсавия Рубенса - пышная легкомысленная красавица. На лице героини Рембрандта отражены многообразные переживания: растерянность, грусть, горькое раздумье о своей судьбе. Образ Марии в уже упоминавшейся нами картине «Святое семейство» (1645 г., Ленинград. Государственный Эрмитаж) также навеян чертами Хендрикье. Здесь она - молодая мать, в простой крестьянской одежде. Картина оставляет впечатление нежности и теплоты человеческих отношений.
О личной жизни Рембрандта, его связи с Хендрикье стало известно в бюргерских и церковных кругах. В июне 1654 года ее вызвали в кальвинистскую консисторию, настойчиво убеждали порвать незаконную связь с Рембрандтом. Она категорически отказалась это сделать, и ее отлучили от причастия. И после этого Хендрикье непоколебимо оставалась верна Рембрандту, продолжала делить с ним все тяготы и невзгоды.
В описываемое время Рембрандт наряду с другими темами продолжает использовать в своем творчестве библейские и мифологические сюжеты. В этом отношении интересны два варианта картины «Иосиф, обвиняемый женой Пентефрия» (1655 г., Вашингтон, Национальная галерея; Берлин - Далем, государственные музеи). Легенда гласит, что распутная жена Пентефрия влюбилась в Иосифа и пыталась его соблазнить. Не добившись успеха, она обвинила Иосифа перед своим мужем. Этот сюжет был широко распространен. Он использовался при художественном оформлении храмов, интерьеров официальных зданий. Например, он лег в основу росписи нижней левой части алтаря Софийского собора в Киеве, а также Грановитой палаты в Московском Кремле. В том и другом произведениях жена Пентефрия пытается удержать убегающего от нее Иосифа.
Композиция двух картин Рембрандта примерно одинакова. По одну сторону кровати - невинно пострадавший, униженный Иосиф, по другую - Пентефрий и его жена, вероломно обвиняющая Иосифа. Художник нашел убедительную характеристику персонажей. На одной из картин (вашингтонской) Иосиф поднимает левую руку - как бы просит слова в стремлении остановить поток бесстыдной лжи. На другой - он стоит в смиренной позе, сложив руки и склонив голову. В обоих вариантах картины поза жены Пентефрия почти неизменна. Прикрывая левой рукой раскрытую грудь, она правой рукой указывает на Иосифа, пытаясь уличить его в несовершенном грехе. Выразительна поза Пентефрия: он спокойно, внимательно и доверчиво слушает жену. Во всем его облике чувствуется возрастающая с каждым словом враждебность к Иосифу.
В конце 40-х - в 50-е годы Рембрандт возвращается к ряду сюжетов, уже использованных им ранее. В 1648 году он пишет картину «Христос в Эммаусе» (1648 г., Париж, Лувр). Одноименное полотно было создано им почти двадцать лет назад - в 1628-1629 годах (Париж, музей Жакмар-Андре). Его отличали черты, характерные вообще для раннего периода творчества художника: аффектация поз, резкая контрастность светотени, некоторая прямолинейность подачи образов.
Темный профиль Христа, сидящего с краю стола, вырисовывается на фоне ярко освещенной стены. У него отрешенный, устремленный в бесконечность взгляд. Он далек от окружающего его мира, не замечает присутствующих. По другую сторону стола - залитая светом фигура путника, узнавшего своего учителя. Потрясенный, он резко наклонился вперед, словно готовый сорваться с места, чтобы поскорей разнести весть об этом событии. Другой путник, узнав Христа, упал к его ногам. В картине 1648 года эта сцена представлена по-иному. В центре стола, на темном фоне высокой ниши ярко освещенный Христос. В его скорбных чертах отражение перенесенных вполне земных страданий. Двое учеников за столом пристально вглядываются в него, боясь поверить себе. Внутреннее напряжение сцены передано теперь с помощью лаконичных средств. Передаче верного настроения немало способствуют выполненные с исключительным мастерством тончайшие переходы светотени.

стр 1 - стр 2 - стр 3 - стр 4


Гледис Шмитт. "Рембрандт". Исследование жизни и творчества Рембрандта » предисловие »



Книга первая:

Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Часть четвертая


Книга вторая:

Часть пятая
Часть шестая
Часть седьмая
Часть восьмая


Книга третья:

Часть девятая
Часть десятая
Часть одиннадцать
Часть двенадцать


Книга четверая:

Часть тринадцать
Часть четырнадцать
Часть пятнадцать
Часть шестнадцать


Книга пятая:

Часть семнадцать
Часть восемнадц
Часть девятнадц
Часть двадцатая



Художник Рембрандт Харменс Ван Рейн. Картины, рисунки, критика, биография
Rembrandt Harmens van Rain, 1606-1669   www.rembr.ru   e-mail: help(a)rembr.ru