На главную
Рембрандт
"Я всю жизнь во всем искал естественность природы, никогда не увлекался ложным блеском форм. Художника делает великим не то, что он изображает, а то, насколько правдиво воссоздает он в своем искусстве природу. Жизнь - это все для меня..."

Биография    
    Статьи
    Портреты
    Автопортреты       
    Мифология    
    Графика
    Жанры
Сын мельника    
    Нищета
    Счастье
    Нет традициям       
    Новые этапы    
    Бедность
    Итоги

Книжки о Рембрандте:   Г.Д.ГулиаГ.ШмиттА.КалининаТ.ФрисГ.НедошивинЭ.Фромантен

Старик
Портрет старика
в красном, 1654


   
Сын Рембрандта
Портрет сына
Титуса, 1657


   
   
Автопортрет с Саскией
Автопортрет
с Саскией
на коленях, 1635

   

   
Ян Сикс
Портрет Яна
Сикса, 1654


На новом этапе творчества. Часть четвертая

Один из наиболее сильных образов, созданных художником в эти годы - «Портрет старика в красном». Слегка наморщенный лоб, внимательные глаза, чуть приоткрытый рот, седая борода. В старике ощущаются одновременно и усталость, и большая энергия, недюжинная внутренняя сила. Лицо, руки, одежда из грубой ткани выполнены крупными, уверенными мазками.
Рембрандт продолжает создавать портреты близких ему людей. Беспредельную любовь вкладывает он в изображение сына. На «Портрете Титуса» (1648 г., Калифорния, коллекция) ребенок запечатлен семилетним. Он похож на принца благодаря своему пышному сверкающему костюму. И в то же время в образе ощутимы детская наивность, чистота, жизнерадостность.
Через семь лет он пишет еще один портрет сына (1655 г., Роттердам, Музей Байманс ван Бенинген) - «Титус, готовящий уроки». В его лице сочетание детской непосредственности и почти уже взрослой серьезности. Проходит два года, и снова портрет сына - «Титус за чтением» (ок. 1657 г., Вена, Художественно-исторический музей). Это один из поэтичнейших образов, созданных Рембрандтом. Титус - 16-летний юноша. На его лице уже видны следы переживаний. Их было немало: умерла мать, наступили годы лишений. Но Титус полон энергии, романтической приподнятости. Сидя вполоборота, в темной одежде, в широком берете, он читает толстую книгу. Его одухотворенное лицо как бы излучает сияние.
Новым замечательным образцом портретной живописи является картина «Портрет Яна Сикса» (1654 г., Амстердам, собрание Сикса). Ян Сикс запечатлен выходящим из дома. На длинный светло-серый камзол накинут ярко-красный плащ с золотыми галунами, ниспадающий прямыми широкими складками. Черная широкополая шляпа подчеркивает выразительность умных глаз. Сикс приостановился, энергичным движением правой руки натягивает перчатку. В слегка задумчивом взгляде самоуверенность богача и мечтательность поэта.
Картина считается одним из совершеннейших произведений мастера. Знаменитый французский художник Эжен Фромантен писал в 1876 году об этой работе: «Верность тона, правдивость жеста, безупречная строгость формы здесь таковы, что лучшего желать не приходится... Какой художник был бы в состоянии создать подобный портрет? Подвергните его самым опасным сравнениям - он выдержит испытание».
«Портрет Яна Сикса» - одна из редких в это время заказных работ. Но неправильно было бы считать, что с охлаждением к творчеству Рембрандта аристократической верхушки Голландии он растерял и всех своих поклонников. Сохранилось много воспоминаний современников художника, которые с восторгом писали о его замечательных творениях. Слава Рембрандта распространилась далеко за пределы Голландии. Об этом свидетельствует, в частности, получение им заказа от сицилийского дворянина Антонио Руффо в 1652 году. Он предложил написать портрет античного философа. Рембрандт создал такую картину - «Аристотель, размышляющий у бюста Гомера» (1653 г., Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Аристотель изображен в берете, в темной одежде, поверх которой накинут светлый плащ. Через плечо тянется массивная золотая цепь. Поза философа выражает глубокую задумчивость. Рядом на круглом столе - бюст Гомера. Бюст, как и фигура философа, озарен теплым золотистым светом; они как бы знаменуют собой единство взлета творческой мысли поэта и философского осмысления жизни.
Картина понравилась Антонио Руффо. Он обратился к художнику с предложением выполнить новые заказы - создать портреты Александра Македонского (это произведение до наших дней не дошло) и Гомера. Картина «Гомер, диктующий свою поэму двум ученикам» (1662- 1663 гг., Гаага, Маурицхейс) полностью не сохранилась - она пострадала от огня. Но образ поэта, к счастью, уцелел. Гомер сидит, сосредоточенно подбирая слова поэмы. Его правая рука приподнята, пальцы трепетно вытянуты. Лицо старца мудро и вдохновенно. Через правое плечо перекинут шарф, который под лучами солнца кажется струящимся золотом! Фон картины заполнен туманными клубящимися формами, усиливающими настроение творческого волнения.
Произведения первой половины 50-х годов продолжают развитие идей гуманизма, народности, которые составляли главное содержание картин и офортов прошлых лет. Рембрандт совершенствует приемы и средства художественной выразительности. Во всеоружии опыта и мастерства он отстаивает высокие принципы нравственной чистоты и справедливости. В портретах стариков и старух раскрывает облик простых людей труда, испытавших нужду и лишения, но сохранивших человеческое достоинство. Художник как бы обращается к зрителям с призывом сочувственного отношения к судьбе угнетенных и обездоленных.

стр 1 - стр 2 - стр 3 - стр 4


Гледис Шмитт. "Рембрандт". Исследование жизни и творчества Рембрандта » предисловие »



Книга первая:

Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Часть четвертая


Книга вторая:

Часть пятая
Часть шестая
Часть седьмая
Часть восьмая


Книга третья:

Часть девятая
Часть десятая
Часть одиннадцать
Часть двенадцать


Книга четверая:

Часть тринадцать
Часть четырнадцать
Часть пятнадцать
Часть шестнадцать


Книга пятая:

Часть семнадцать
Часть восемнадц
Часть девятнадц
Часть двадцатая



Художник Рембрандт Харменс Ван Рейн. Картины, рисунки, критика, биография
Rembrandt Harmens van Rain, 1606-1669   www.rembr.ru   e-mail: help(a)rembr.ru