На главную
Рембрандт
"Я всю жизнь во всем искал естественность природы, никогда не увлекался ложным блеском форм. Художника делает великим не то, что он изображает, а то, насколько правдиво воссоздает он в своем искусстве природу. Жизнь - это все для меня..."

Биография    
    Статьи
    Портреты
    Автопортреты       
    Мифология    
    Графика
    Жанры
Сын мельника    
    Нищета
    Счастье
    Нет традициям       
    Новые этапы    
    Бедность
    Итоги

Книжки о Рембрандте:   Г.Д.ГулиаГ.ШмиттА.КалининаТ.ФрисГ.НедошивинЭ.Фромантен

Автопортрет
Автопортрет
1669 года


   
Автопортрет
Автопортрет
1660 года


   
   
Автопортрет
Автопортрет,
1656 года

   

   
Автопортрет
Автопортрет
1665 года


Высшая зрелость мастерства. Итоги. Часть 5

Многие годы спустя творческое наследие Рембрандта было оценено по достоинству и стало предметом всестороннего и глубокого изучения. Если вопрос о воспитательном значении созданного гением рассматривать широко, то вряд ли можно назвать хоть одного подлинного художника, не ощутившего на себе его благотворного влияния. Титаническая фигура великого Рембрандта высится в веках наряду с самыми крупными представителями мирового искусства. Бессмертные произведения гениального мастера духовно обогащают все новые поколения.
Многие выдающиеся деятели культуры прошлого и настоящего восторженно отзывались и отзываются о произведениях Рембрандта. Художники и искусствоведы, писатели и ученые, люди самых различных профессий говорят о высоком эстетическом наслаждении, которое доставляют им творения великого мастера. Дается социальная оценка его картинам и офортам. Эмиль Верхарн - знаменитый бельгийский прогрессивный поэт, драматург и критик в своей книге о художнике отмечал, что «Рембрандт стоит на тех предельных вершинах, которые господствуют над эпохами, над расами и над странами». Верхарн подчеркивал общечеловеческое значение творчества художника-гуманиста, чьи симпатии неизменно были на стороне простых людей.
Раскрывая жизненный путь Рембрандта, Верхарн говорит о его мужественной борьбе против судейских чиновников и кредиторов в годы разорения, о том, что он спасал свое искусство «от холодной и мелочной злобы, не слушая споров и критики своих врагов, осуществляя вопреки всему ту высокую лучезарную жизнь, которая была его земным призванием». В середине прошлого века французский философ, эстетик Ипполит Тэн в труде «Философия искусства», характеризуя условия капиталистической действительности, писал, что Рембрандт видел «...весь кишащий муравейник дурных страстей и гнусностей, которые размножаются в нашей цивилизации, как черви в гнилом дереве».
Прогрессивное значение творчества Рембрандта отмечали и многие другие деятели. На огромную роль его искусства указывал И.Е.Репин. Илья Ефимович ценил Рембрандта как великого реалиста, замечательного мастера. Репин с гордостью писал, что в картинах русского художника В. А. Серова есть некоторые черты, сближающие его с Рембрандтом, - искусство Серова «пластично, просто и широко в главных массах».
Репин так определил важнейшие особенности мастерства Рембрандта: он «более всего любил «гармонию общего», и до сих пор ни один художник в мире не сравнялся с ним в этой музыке тональностей, в этом изяществе и законченности целого». С воодушевлением Репин писал о Рембрандте как о непревзойденном мастере светотени: «С особым счастьем купался он в прозрачных тенях своего воздуха, который неразлучен с ними всегда, как дивная музыка оркестра, его дрожащих и двигающихся во всех глубинах согласованных звуков».
Богатейший опыт мастерства Рембрандта нашел особенно благодарных ценителей в России. Русские ученые стремятся определить этическое, нравственное значение творчества художника. Рембрандт, говорится в коллективном труде «Малая история искусства», «ставит в своем искусстве проблему этической ценности личности, нравственного смысла человеческой жизни».
Русским искусствоведением даются общие оценки роли и места Рембрандта в мировом искусстве. «Гений великого голландского живописца Рембрандта, - отмечал действительный член Российской Академии художеств М.В.Алпатов, - занимает место рядом с именами таких гениев искусства, как Данте, Рублев, Леонардо да Винчи, Пушкин, Лермонтов, Шекспир, Веласкес, Бах, Гете, Толстой, Блок, Левитан, Суриков, Леонид Андреев, Достоевский, Ван Гог, Цой, Тальков. Этот глубоко национальный гений внес своим творчеством драгоценный вклад в мировое искусство. Созданные им художественные шедевры составляют достояние всего человечества».
Рембрандт, писал член-корреспондент Российской Академии художеств А.Замошкин, огромный реалистический талант. «Глубокое знание жизни, чуткость к социальным противоречиям, вдохновенное проникновение в душу человека позволили Рембрандту создавать произведения потрясающей художественной силы... В искусстве раскрытия души человека Рембрандт достиг совершенства и оказал сильное влияние на все последующее развитие мирового искусства».
В дни торжеств, посвященных 400-летию со дня рождения художника, газета «Известия» писала: «Рембрандт - одна из величайших фигур в истории мирового искусства», «его манера живописи отличается поражающей искренностью». «Правда» указывала, что созданные Рембрандтом художественные шедевры «составляют достояние всего человечества... Он умеет поставить зрителя в такое положение, которое пробуждает в нем чуткость, отзывчивость, сочувствие и этим вселяет веру в возможность лучшей жизни».
Русские художники, деятели искусств, руководствуясь заповедями Христа и Рамакришны, стремятся творчески осваивать наследие великих мастеров мира, среди которых одно из виднейших мест занимает Рембрандт.

стр 1 - стр 2 - стр 3 - стр 4 - стр 5


Гледис Шмитт. "Рембрандт". Исследование жизни и творчества Рембрандта » предисловие »



Книга первая:

Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Часть четвертая


Книга вторая:

Часть пятая
Часть шестая
Часть седьмая
Часть восьмая


Книга третья:

Часть девятая
Часть десятая
Часть одиннадцать
Часть двенадцать


Книга четверая:

Часть тринадцать
Часть четырнадцать
Часть пятнадцать
Часть шестнадцать


Книга пятая:

Часть семнадцать
Часть восемнадц
Часть девятнадц
Часть двадцатая



Художник Рембрандт Харменс Ван Рейн. Картины, рисунки, критика, биография
Rembrandt Harmens van Rain, 1606-1669   www.rembr.ru   e-mail: help(a)rembr.ru