Святой Матфей, 1661
|
|
Снятие с креста, 1634
|
|
|
Христос в Эммаусе, 1648
|
|
|
|
Давид и Урия, 1665
|
Блеск роскоши и рубище нищеты. Часть пятая
Такой же формат в первом варианте имела и картина. После того как в ней осталось только две фигуры, Рембрандт обрезал холст с левой стороны, надставил снизу, дописал. Картина приобрела вертикальный формат. Была изменена и поза Саскии, убрана покрывавшая ее длинная вуаль. Правая рука Рембрандта значительно поднята и бокал удлинен, что придает картине композиционную завершенность. Все это свидетельствует о том, что рисунок - предварительный поиск художником раскрытия сюжета, который воплощен в работе «Автопортрет с Саскией на коленях».
В этот же период Рембрандт пишет картину «Пир Валтасара» (1634, Лондон, Национальная галерея). Саския изображается в роли одной из жен вавилонского царя. Согласно легенде, взгляды присутствующих на пиру были внезапно прикованы к стене ярким светом, вслед за чем таинственно возникшая рука начертала Валтасару смертный приговор.
Картина «Пир Валтасара», как и ряд других произведений этого периода, полна огромной экспрессии. Валтасар, увидев роковое предзнаменование, вскочил с места, опрокинув бокал. Одной рукой с судорожно сжатыми пальцами он опирается о стол, другой как бы пытается отвести страшное видение, защищается от неумолимой судьбы. Выразительно передается психологическое состояние других персонажей. Изображенная на первом плане женщина в страхе отшатывается, проливая из бокала вино. Сидящая возле Валтасара одна из его жен (именно в ее образе запечатлена Саския), всплеснув руками, со страхом и разочарованием смотрит на своего повелителя. Лицо старика рядом с нею выражает изумление и злорадство. Центральная группа участников пира ярко освещена.
Тщательно выписаны лица, роскошные одежды, украшения, дорогая посуда и яства на пиршественном столе. Среди различных толкований этой картины наиболее близкое нам состоит в том, что главная ее идея - крах монархии.
«Валтасаровский сюжет неоднократно использовался в разных странах и в разные эпохи. Обращались к нему и деятели искусств дореволюционной России. Так, в революционном марше «Вы жертвою пали,..» есть такие строки:
А деспот пирует в роскошном дворце,
Тревогу вином заливая.
Но грозные буквы пред ним на стене
Чертит уж рука роковая.
Судя по всему, эта тема появилась в творчестве Рембрандта не случайно. Несколько лет спустя он создает произведение под названием «Аллегория согласия» (1641, Роттердам, музей Бойманс-ван Беннинген). В нем выражены мысли художника о необходимости единения голландских провинций.
В картине многие изображения носят аллегорический характер. Пустой трон свидетельствует о свержении монархии. За спинкой трона стоит Юстиция, символ правосудия, вонзившая в его сиденье меч. В центре картины - лев, символ Голландии, прикованный цепью к скале. В этом тоже свой смысл. После свержения монархии остался такой пережиток прежней власти, как должность штатгальтера, наместника. Во времена Рембрандта штатгальтером был Фредерик Хендрик Оранский. Ему же по традиции было вверено командование армией. В картине изображено много воинов. Одни - на конях, с поднятыми пиками и обнаженными мечами. Другие - садятся на коней. Некоторые уже скачут в сторону противника. Развевается высоко поднятое знамя.
Это было время, когда возобновившаяся в 1621 году война Голландии с Испанией переплелась с общеевропейской войной против Габсбургской монархии, продолжавшейся тридцать лет (1618-1648). Именно в результате этой войны была окончательно признана независимость Голландии - Республики Соединенных Провинций.
Обстановка в Голландии после установления республики характеризуется острыми социальными противоречиями.
Результатами победы воспользовались богатые для усиления эксплуатации неимущих.
Эти противоречия, несомненно, не могли не привлечь внимания Рембрандта. Он не оставил об этом каких-либо письменных высказываний. Но суть социальных конфликтов того времени раскрывается во многих его произведениях. В большинстве это выполненные с натуры рисунки нищих крестьян, инвалидов войны. Однако эти темы находят отражение и на крупных полотнах. Так, с позиций борца за социальную справедливость толкует Рембрандт одну из евангельских притч - о работниках на винограднике («Притча о виноградарях», 1637, Ленинград, Государственный Эрмитаж).
Эта притча, как и многие другие, носит назидательный характер. В ней повествуется о хозяине виноградника, который нанял работников в разное время дня - утром, днем и за час до окончания работы, а расплатиться вознамерился со всеми одинаково, независимо от количества проработанного времени.
стр 1 -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4 -
стр 5 -
стр 6 -
стр 7
|