На главную
Рембрандт
"Я всю жизнь во всем искал естественность природы, никогда не увлекался ложным блеском форм. Художника делает великим не то, что он изображает, а то, насколько правдиво воссоздает он в своем искусстве природу. Жизнь - это все для меня..."

Биография    
    Статьи
    Портреты
    Автопортреты       
    Мифология    
    Графика
    Жанры
Сын мельника    
    Нищета
    Счастье
    Нет традициям       
    Новые этапы    
    Бедность
    Итоги

Книжки о Рембрандте:   Г.Д.ГулиаГ.ШмиттА.КалининаТ.ФрисГ.НедошивинЭ.Фромантен

Святой Матфей
Святой
Матфей, 1661


   
Снятие с креста
Снятие с
креста, 1634


   
   
Христос в Эммаусе
Христос
в Эммаусе, 1648

   

   
Давид и Урия
Давид и
Урия, 1665


Блеск роскоши и рубище нищеты. Часть шестая

В произведении запечатлен момент, когда работники, начавшие трудиться раньше других, протестуют против неправильного расчета. Один из них, в изодранной одежде, босой, с возмущением показывает хозяину полученные деньги. Сидящий за столом хозяин решительным движением руки отстраняет его ладонь, не желая считаться со справедливым требованием.
Сцена происходит в помещении с высокими мрачными сводами, темной аркой. Вливающийся в окна желтоватый свет контрастирует с темным провалом арки. Световые противопоставления усиливают впечатление конфликта.
Реальная, окружающая человека действительность находила всестороннее отражение в произведениях художника. Хооргстратен так излагал в письме к брату слова Рембрандта об искусстве: «Небо, земля, море, животные, добрые и злые люди - все служит для нашего упражнения. Равнины, холмы и деревья дают достаточно работы художнику. Города, рынки, церкви и тысячи природных богатств взывают к нам и говорят: иди, жаждущий знаний, созерцай нас и воспроизводи нас. В отечестве ты откроешь так много любезного сердцу, приятного и достойного, что, раз отведав, найдешь жизнь слишком короткой для правильного воплощения всего этого».
В 30-е годы Рембрандт создает ряд пейзажей. Наиболее интересные работы: «Пейзаж с прудом и арочным мостом» (1638 г., Берлин-Далем, государственные музеи), «Пейзаж с бурей» (1639 г., Брауншвейг, Государственный музей герцога Антона Ульриха), «Пейзаж с церковью» (1640 г., Мадрид, галерея Альба)] В них творчески развиваются традиции жанра. Для всех пейзажей Рембрандта характерна романтическая взволнованность. Солнечные лучи прорываются сквозь темные тучи, заливают неустойчивым светом одиноко стоящие деревья, здания, полуразрушенные замки, едва приметные фигурки людей. Пейзажи выражают существовавшие в то время представления о всесилии природы, о зависимости слабого и беспомощного человека от стихийных явлений окружающего мира.
Рембрандт продолжает создавать офорты, героями которых остаются представители народа. С исключительной реалистической силой изображаются и отдельные люди, и уличные сценки. Назовем хотя бы некоторые офорты: «Морильщик крыс, продающий свое снадобье» (1632), «Странствующий музыкант» (1635), «Крестьянин и крестьянка на дороге» (1634). В нескольких вариантах существует офорт «Блинщица» (1635, 1640). На нем изображена пожилая женщина, торгующая на улице блинами. С теплым юмором изображает художник покупателя: он деловито просунул руку сквозь совершенно изодранный карман своих широких штанов, в котором нет и не могло задержаться ни одной монеты, о чем ему прекрасно известно. Блинщица терпеливо и сочувственно ждет, хотя знает, что ничего не получит.
На многих офортах изображены сельские пейзажи с мельницами, церквами, ветхими хижинами. Привлекали внимание художника окрестности Амстердама. Характерен для него офорт «Вид Амстердама» (1640). Ha первом плане - безлюдная заболоченная местность, а далее в глубине узкой полоской растянулся город. В центре - доминирующая над всеми постройками ветряная мельница, справа, на разном расстоянии от зрителя - еще несколько мельниц. Слева, уже на втором плане - шпили церквей. Художник, может быть, невольно особо выделяет близкие ему с детства мельницы, символизирующие труд простых людей.
Большое место в творчестве Рембрандта продолжают занимать произведения на библейские и мифологические темы. Как и прежде, он каждый раз предлагает собственное прочтение известного сюжета. В этом отношении примечательна картина «Похищение Ганимеда» (1635, Дрезден, Картинная галерея).
Легенда повествует о Ганимеде, сыне царя Трои, плененном Зевсом. По велению громовержца орел похитил юношу и принес его на Олимп, где он стал любимцем богов, их виночерпием. Этот сюжет использовался многими художниками. Они обычно изображали Ганимеда в виде прекрасного юноши, величественно и торжественно возносимого на небо орлом.
Рембрандту вся эта история видится иначе. На его картине орел грубо схватил Ганимеда за рубашку и правую руку. Ганимед, толстый некрасивый мальчишка, горько плачет; в его позе нет и намека на грацию. Полет совершается на фоне сумрачного, обложенного тучами неба.
В рисунке к этой картине, кроме орла и мальчика, изображены его родители: отец, стреляющий из лука, и мать, возводящая руки к небу. На большом полотне художник изменил композицию, оставил только изображения Ганимеда и орла, усилив тем самым трагизм положения беззащитного ребенка, оказавшегося во власти стихийных сил. То, что в мифе преподносится как великое счастье, выпавшее на долю божьего избранника, простого смертного Ганимеда, Рембрандт изображает как трагедию. Создание этой картины в 1635 году совпадает с годом смерти сына Рембрандта и Саскии Румбартуса. Схваченный орлом Ганимед имеет черты сходства с умершим ребенком. Таким образом, в этом произведении, как и во многих других, мифологический сюжет используется для раскрытия реальных человеческих переживаний.

стр 1 - стр 2 - стр 3 - стр 4 - стр 5 - стр 6 - стр 7


Рекомендуемые сайты от Рембрандта:

• 

Гледис Шмитт. "Рембрандт". Исследование жизни и творчества Рембрандта » предисловие »



Книга первая:

Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Часть четвертая


Книга вторая:

Часть пятая
Часть шестая
Часть седьмая
Часть восьмая


Книга третья:

Часть девятая
Часть десятая
Часть одиннадцать
Часть двенадцать


Книга четверая:

Часть тринадцать
Часть четырнадцать
Часть пятнадцать
Часть шестнадцать


Книга пятая:

Часть семнадцать
Часть восемнадц
Часть девятнадц
Часть двадцатая



Художник Рембрандт Харменс Ван Рейн. Картины, рисунки, критика, биография
Rembrandt Harmens van Rain, 1606-1669   www.rembr.ru   e-mail: help(a)rembr.ru