Портрет пожилой женщины, 1654
|
|
Купающаяся женщина, 1654
|
|
|
Аристотель с бюстом Гомера, 1653
|
|
|
|
Вирсавия, 1654
|
Рембрандт. "Все продано с молотка". Часть третья
По существу, над художником была произведена такая же расправа, как над жившим в Амстердаме выдающимся голландским философом-материалистом Венедиктом Спинозой (1632-1677). В тот же день, 25 июля 1656 года, когда началась опись имущества Рембрандта, Спиноза был отлучен от церкви, подвергнут проклятию и изгнан из общины. Маловероятно, что Рембрандт был знаком с философскими трудами Спинозы: при жизни художника вышло в свет всего одно произведение великого философа - «Принципы философии Декарта» (с приложением «Метафизических мыслей», 1663 г.).
Трудно предположить, что такой специальный труд привлек внимание Рембрандта. Но в своих творческих позициях он имел немало общего со Спинозой.
В частности, Спиноза критиковал библейский канон Ветхого завета, развил учение о вечной и бесконечной природе, которая действует согласно собственным, ни от кого не зависящим законам. Взгляды его, а также других передовых философов того времени могли быть известны Рембрандту через осужденных церковью ученых, проповедников, в связях с которыми художник неоднократно обвинялся.
Удары, нанесенные врагами, Рембрандт переживал тяжело, но стойко и мужественно. В 1657 году, когда происходила распродажа имущества, он создал автопортрет, по которому можно судить о том, насколько трудно ему дались эти события (Лондон, Собрание Эллесмир). Чуть отечное лицо, на лбу глубокие морщины, седина на висках. Но взгляд остается ясным и твердым, свидетельствуя о том, что художник по-прежнему верен себе, своим жизненным принципам.
А в 1658 году, когда продавались с молотка остатки имущества, он пишет еще один автопортрет. Эта работа поражает своей величавостью и торжественностью (Нью-Йорк, собрание Фрик). Художник изобразил себя восседающим в массивном кресле. Простая домашняя одежда, залитая золотистым светом, выглядит как богатый и пышный королевский наряд. В левой руке он держит палку, как король держал бы жезл. Твердый взгляд, крепко сжатые губы свидетельствуют о непреклонной воле мастера. В этом автопортрете нет ни тени смятения или надломленности...
Еще через год создан новый автопортрет (Вашингтон, Национальная галерея). Художник сидит вполоборота, в темной одежде, в большом берете. Поднятый воротник, пальцы рук переплетены. Лицо обращено к зрителю. Теперь в его взгляде к уверенности примешивается скорбь. Это особенно тяжелые для Рембрандта дни, когда распродано все его имущество и дом, где он прожил около двадцати лет. Железная воля Рембрандта, непоколебимая вера в правильность избранного пути победили. И в период финансовой катастрофы, и позже, вплоть до последних дней жизни, художник не теряет самообладания, не поддается унынию.
Из-под его кисти выходят новые произведения, и каждое из них достойно своего великого автора.
В последние годы Рембрандт пишет несколько портретов сына. Выражение пережитого страдания читается в бледном, осунувшемся лице Титуса на портрете 1659 года (Париж, Лувр). Он сидит вполоборота, в темном берете и темной одежде. Локоны волос спускаются на плечи. Узкое, вытянутое лицо, во взгляде - недоверчивость. В портрете, написанном через год, Титу с выглядит заметно повзрослевшим. Черты лица заострились; он смотрит устало и безнадежно (1660 г., Балтимор, собрание Джекобса). Переживания этих лет накладывают свой отпечаток и на создаваемые Рембрандтом произведения на библейские темы.
Снова художник обращается к образу библейского Давида. В картине «Давид перед Саулом» (1657 г., Гаага, Маурицхейс) те же два персонажа, что и в работе, созданной в 1630 году - почти три десятилетия назад. Но теперь художник трактует этот сюжет глубже и тоньше. На первой картине Саул не слушает игру на лютне, он полон ненависти к Давиду и готовится поразить его своим копьем. Композиционно новая работа почти повторяет старую, но психологические характеристики персонажей намного сложнее.
Растроганный игрой Давида, Саул судорожным жестом хватает край тяжелой портьеры и подносит ее к левому глазу. Но правый глаз смотрит остро и настороженно. Этот правый, широко открытый глаз говорит о противоречивых чувствах, охвативших царя, - ведь в следующий момент он схватит копье и метнет в Давида... В ряде работ этих лет художник вновь обращается к образам проповедников, апостолов и философов. Во многих из его произведений находит преломление пережитое им самим.
стр 1 -
стр 2 -
стр 3
|