Портрет пожилой женщины, 1654
|
|
Купающаяся женщина, 1654
|
|
|
Аристотель с бюстом Гомера, 1653
|
|
|
|
Вирсавия, 1654
|
Рембрандт. "Все продано с молотка". Часть вторая
Но и этот визит не принес Рембрандту желаемых результатов. Долг не был отсрочен. Кредиторы один за другим, словно сговорившись, подают на Рембрандта официальные иски.
Обостряются и отношения художника с коллегами, стоящими на позициях традиционного развития живописи. Против художника стал публично выступать известный голландский поэт-драматург того времени Йост ван ден Вондель. Он высмеивает творческую манеру художника, сравнивает его с совой, которую тянет в темноту: «Любящий жизнь не нуждается в тени, дитя света не прячется в темных углах, затканных паутиной». Сам Ян ван Сикс, в свое время превозносивший художника и одолживший ему тысячу флоринов, через подставное лицо теперь также предъявляет ему иск. Изменил к нему отношение и Константин Хейгенс, который ранее восхвалял Рембрандта.
Итак, оппозиция набирала силу. Голландская знать видела в лице художника чуждого себе человека, не желавшего служить интересам буржуазии, сблизившегося с людьми низших слоев. Враги Рембрандта прилагали немало усилий, чтобы объявить его злостным банкротом и добиться судебного решения о заключении в тюрьму. В кампанию травли художника включились и родственники Саскии. Подняли голос церковники в связи с тем, что семейные отношения Рембрандта с Хендрикье Стоффелс, с их позиций, противоречили нормам религиозной морали.
Возможность расплатиться хотя бы с частью долга появилась в 1660 г., когда Рембрандт наряду с другими художниками получил заказ на оформление вновь построенной ратуши в Амстердаме. Рембрандту поручалось написать картину на сюжет из римской истории «Встреча консула Фабия Максима с его отцом». Однако картина не была одобрена регентами.
Высоким идейным и художественным принципам Рембрандта изменила и часть его учеников. Мастерскую художника покинули Г.Флинк, Н.Мае и некоторые другие. В 1656 году по решению суда была объявлена опись имущества Рембрандта. 25 июля 1656 года составляется инвентарный список вещей, а 5 декабря в Заезжем дворе императорской короны начались торги. Они были прерваны через 15 дней из-за крайне низких цен, предлагавшихся за сокровища рембрандтовской коллекции. Некоторые исследователи высказывают предположение, что цены занижались искусственно, чтобы полностью разорить художника и добиться в конечном счете его тюремного заключения как несостоятельного должника.
Характерно, что в те дни, когда происходила распродажа имущества, на улице Йоденбреестраат антиквар де Рениальме продавал купленные им произведения Рембрандта по исключительно высокой цене - до 1500 флоринов (в частности, за такую сумму была продана его картина «Иисус и блудница»).
Распродажа имущества Рембрандта состоялась в течение 1657-1658 годов. На первом аукционе продавали собрание картин и изделий прикладного искусства. На втором - коллекцию графики, в том числе рисунки и гравюры самого Рембрандта; на третьем аукционе - дом и мебель. Некоторые исследователи считают, что стоимость имущества художника в несколько раз превосходила размеры его долгов. Коллекция Рембрандта была оценена, по одним данным, в 17 тысяч гульденов, а по другим - еще дороже. На аукционе она была продана всего за 5 тысяч. Дом, находившийся неподалеку от центра города, был оценен в два раза дешевле его первоначальной стоимости.
В результате распродажи имущества часть кредиторов получила причитающиеся им деньги. Опекунский совет вынес решение, согласно которому 7 тысяч флоринов было включено в состав наследства Титуса, завещанного его матерью. Но не все кредиторы были удовлетворены, и суд обязал Рембрандта новые картины передавать для продажи с целью погашения долгов. Суд лишил Рембрандта права иметь имущество, кроме носильных вещей и принадлежностей для рисования. Практически он был обречен на нищенское существование в течение всей своей дальнейшей жизни.
стр 1 -
стр 2 -
стр 3
|