Портрет пожилой женщины, 1654
|
|
Похищение Ганимеда, 1635
|
|
|
Портрет молодой Саскии, 1633
|
|
|
|
Жертвоприношение Авраама, 1635
|
Герман Недошивин о творчестве Рембрандта
Прекрасные по силе и характеристике портреты есть и среди гравюр Рембрандта этого времени. Таков тонкий, умный и злой портрет Клемента де Ионге, скептика, умницы и эгоиста.
Может быть, именно в офортах наиболее ярко выражается творческий гений Рембрандта в 40-60-х годах. Здесь особенно напряженное развитие получает тема страдания и социальной несправедливости. И в знаменитом «Листе в сто гульденов» (ок. 1642 - 1646), и в «Проповеди» (ок. 1652), и в ряде других офортов Рембрандт со всей резкостью ставит тему контраста богатства и бедности, господства и угнетения, благополучия и нищеты. Социальный протест, пусть в религиозной форме, здесь ведет к неприкрытому изображению общественных противоречий. Это делает мастера беспощадным сатириком, великая любовь оборачивается великой волнующей ненавистью. Рембрандт встает перед нами прямым предшественником Хогарта и Домье.
Наряду с этими бичующими листами все сильнее начинает звучать тема отчаяния. Не находя отклика, мастер обессиливал в своей напряженной борьбе за счастье. Трагический надрыв звучит уже в серии офортов, посвященных истории страданий Христа. Страшным напряжением горя проникнуто «Положение во гроб», где из темноты несколькими неровными штрихами выступают лица удрученных горем родственников и друзей Иисуса, мертвое тело которого лежит тут же. Изобразительные средства «Положения» до крайности скупы, но тем сильнее потрясающее впечатление молчаливого горя.
Трагическое ощущение действительности остро выражено также и в ряде картин Рембрандта. Тема страдания и сострадания развивается в «Милосердном самаритянине» (1648), в «Отречении Петра» (ок. 1656). Напряжение психологической ситуации отказа от своего учителя и руководителя доведено почти до болезненного трагизма.
В живописи этого периода Рембрандт также ограничивает свои средства. Вещи его зачастую становятся монохромными, выдержанными в теплой, как-то изнутри звучащей золотисто-желтой гамме. Колеблющаяся атмосфера придает изображениям какую-то скорбность, сдержанную печаль. Радостная поэтичность раннего Рембрандта сменяется элегией. Рембрандт не хочет отказаться от мечты, но его повествования всегда грустны.
Но к этому времени он в совершенстве овладевает своей техникой живописца. С поражающей легкостью создает он видимые формы для обуревающих его образов. Форма окончательно подчинилась властной руке мастера. «То произведение закончено, в котором художник достиг того, чего хотел»,- говорил Рембрандт. Он стал полным господином над своим ремеслом. Он ясно видел, чего хотел, и умел себя ограничивать.
Теперь он уже мог справиться с проблемой группового портрета. В 1661 г. он получает через своих друзей заказ написать групповой портрет синдиков амстердамского цеха суконщиков. Он уверенно берется за выполнение заказа и создает шедевр.
Пятеро синдиков сидят за столом и ведут беседу. За ними стоит слуга. Композиция замыкается стеной. Все скупо, лаконично, просто. Каждый из синдиков посажен свободно и уверенно; никакого нагромождения и смешения фигур. Поэтому каждый отдельный портрет воспринимается ясно и совсем легко. Мы ясно видим различия этих шести лиц. С огромным мастерством портретной характеристики Рембрандт обрисовал каждого из синдиков. Все они до конца индивидуальны и непохожи друг на друга, несмотря на одинаковые одеяния. Рембрандтом выбран момент общей беседы, и этим объясняется достигнутое наконец здесь психологическое единство группы. Это различные, индивидуальные реакции на одно и то же содержание беседы. Таким образом, характеризуя личность каждого на одной и той же мысли в ее индивидуальных проявлениях, Рембрандт легко обрисовывает каждого в отдельности и дает единую группу. Здесь наконец достигнута полная гармония единичного портрета и группы не посредством внешних фактов или движений, а посредством единой психологической связанности. Задача группового портрета была решена окончательно.
«Синдики» созданы Рембрандтом через тридцать лет после «Анатомии» и через двадцать после «Ночного дозора», на пятьдесят шестом году жизни. Стареющий мастер испил уже к этому времени полную чашу горя. Не говоря уже о крушении его лучших надежд, и в личной жизни Рембрандта преследуют несчастья. Неумение вести дела, происки Эйленбурхов, общественная отверженность привели его еще в 50-х годах к банкротству. Он не может расплатиться с долгами, и в 1656 г. его имущество описывают, и в течение трех лет все замечательные художественные коллекции Рембрандта идут с молотка. Старость и бедность наступают вместе. Рембрандт ютится в маленьком домике на окраине Амстердама. Тщетно друзья пытаются помочь встать на ноги уставшему художнику. Несколько заказов не решают дела. В 1661 г. Сикс устраивает ему официальный заказ от амстердамской ратуши на картину, прославляющую революционное прошлое Нидерландов в историко-аллегорической форме: «Восстание батавов против римлян под руководством Клавдия Цивилиса». Грозная и торжественная картина, написанная Рембрандтом, конечно, не отвечала требованиям официального прославления республики. Суровая кисть Рембрандта была не по плечу магистратским чиновникам.
Глубоким пессимизмом и безнадежностью проникнута одна из последних картин Рембрандта - «Блудный сын» (1668-1669, Гос. Эрмитаж). Надорванный духовно, совершенно одинокий художник - Гендрикье умерла еще в 1662 г., Тит в год написания картины - не имел больше силы бороться, фантазировать и мечтать. Жизнерадостность иссякла. Тяжелый груз горчайшего жизненного опыта гнетет обессилевшего старца. И вот он пишет картину, которая захватывает щемящей тоской безнадежности и отчаяния.
стр 1 -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4 -
стр 5 -
стр 6 -
стр 7 -
стр 8 -
стр 9 -
стр 10
|