Портрет пожилой женщины, 1654
|
|
Похищение Ганимеда, 1635
|
|
|
Портрет молодой Саскии, 1633
|
|
|
|
Жертвоприношение Авраама, 1635
|
Герман Недошивин о творчестве Рембрандта
Особенно много подобных пейзажей среди офортов, сделанных Рембрандтом около 1650 г. Приветливая к человеку природа выступает здесь в замечательных быстрых набросках. То взор Рембрандта пленяет покачивающаяся в узком канале лодка, то несколько хижин, то мельница, то просто расстилающееся широкое поле плодородной Голландии. Рембрандт отдыхает в общении с природой, которая не волнует и не тревожит уставшего от напряженной мысли художника.
Но момент отдыха, бездеятельной грусти и лирического молчания был лишь мимолетным в жизни Рембрандта. Его мощный, деятельный темперамент снова влек его в самую гущу напряженной человеческой жизни. Он снова возвращается к теме страдающего человека. Мрачные темы горя, строгая серьезность, за которой скрывается сдержанная ласковость знающего человеческое сердце художника, все шире захватывают его творчество.
Центральное место в творчестве позднего Рембрандта занимает портрет. Человеческая индивидуальность всю жизнь волновала художника, теперь он достигает вершины познания тончайших нюансов портретной характеристики. Почти полное отсутствие заказов мало волнует сурового художника. Он сам, его сын, его вторая жена, бывшая служанка, вступившая в дом ван Рейнов около 1645 г.,- Гендрикье Стоффельс - вот главные модели его поздних портретов. В характеристике лиц он достигает сейчас необычайного мастерства. Работая крупным мазком, как бы вылепляя лицо, Рембрандт умеет вскрыть в чертах модели такую глубину внутренней жизни, о какой он не мог мечтать во времена «Анатомии доктора Тульпа».
В 1654 г. он пишет портрет своего друга Яна Сикса. Он изображен по пояс, в широкополой шляпе и плаще, надевающим перчатку. Широкими мазками Рембрандт лепит форму, опуская несущественные мелочи и детали. Огромную роль играет свет, не только выделяющий лицо, но и контрастирующий с глубоко залегающими тенями, отчего повышается напряженность восприятия формы. Безразличие чисто пластической моделировки уничтожено. Благодаря этому лицо Сикса приобретает совершенно особенную выразительность; данное с резкими складками морщин и крупными и сильными чертами, оно выражает глубокую усталость. Проницательные глаза в задумчивости неподвижно устремлены куда-то в пространство. Рука, натягивающая перчатку, остановилась и замерла. Пальцы застыли без движения. Горестная складка залегла вокруг губ, брови в каком-то разочаровании поднялись кверху. Голова как будто с трудом держит тяжелые волны кудрей, спадающих на плечи и обрамляющих лицо. Портрет Сикса - замечательный образец умения раскрыть психологию модели. Рембрандт не копирует черты лица человека, но выбирает характерное, главное, существенное, позволяя зрителю прочесть по чертам лица портрета то глубокое психологическое содержание, которое он сам прочел на лице модели.
Своими портретами Рембрандт рассказывает нам о людях, рассказывает умно и тонко, метко характеризуя, справедливо судя. И все это с огромной любовью к человеку, волнуясь о нем, иногда невольно защищая его от самого себя, от своего беспощадного зоркого взгляда. В поздних портретах Рембрандта нет шаблона. Каждый человек, которого он писал в это время, имеет свой особый, неповторимый, единичный и поэтому глубоко характерный облик.
Рембрандт много раз обращается к автопортрету, раскрывая себя перед зрителем в самых разнообразных, иногда очень интимных душевных движениях. К себе он беспощаден, хотя благородная гордость и чувство собственного достоинства есть в каждом его автопортрете. Поэтому он может позволить себе роскошь изобразить себя немощным стариком, смеющимся старческим, некрасивым, хотя и глубоко добрым и приветливым смехом (автопортрет в Кёльне).
Но зато сколько уверенности в венском автопортрете. Как пристально смотрит Рембрандт своими всевидящими (и как видящими!) глазами. Невзгоды и напряженная мысль глубокой вертикальной складкой прорезали лоб. Губы сомкнуты. Этот человек много видел, много испытал, многое передумал, поэтому он так внимательно смотрит понимающим и пытливым взглядом. В луврском автопортрете Рембрандт изобразил себя с кистью во время работы; здесь нет строгой жесткости и серьезности венского автопортрета, хотя она и угадывается в складках лба и губ. Но здесь Рембрандт добр, он смотрит на модель не испытующе, а скорее одобрительно, он почти весел, и лукавая усмешка чуть змеится на губах.
С большой нежностью и какой-то отцовской бережностью пишет Рембрандт свою Гендрикье. Множество портретов ее, которая давала стареющему и одинокому мастеру радость и поддержку, рисует ее доброй, отзывчивой, хотя и не очень далекой девушкой. Вся сила рембрандтовского лиризма, кажется, сконцентрировалась в этих портретах, залитых мягким, ласкающим светом. Рембрандт сообщает и зрителю настоящую человечную нежность к этой милой, слегка застенчивой, но некрасивой курносой девушке.
стр 1 -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4 -
стр 5 -
стр 6 -
стр 7 -
стр 9 -
стр 9 -
стр 10
|