На главную
Рембрандт
"Я всю жизнь во всем искал естественность природы, никогда не увлекался ложным блеском форм. Художника делает великим не то, что он изображает, а то, насколько правдиво воссоздает он в своем искусстве природу. Жизнь - это все для меня..."

Биография    
    Статьи
    Портреты
    Автопортреты       
    Мифология    
    Графика
    Жанры
Сын мельника    
    Нищета
    Счастье
    Нет традициям       
    Новые этапы    
    Бедность
    Итоги

Книжки о Рембрандте:   Г.Д.ГулиаГ.ШмиттА.КалининаТ.ФрисГ.НедошивинЭ.Фромантен

Ночной дозор
Ночной
дозор, 1642


   
Фауст
Фауст, 1652

   
   
Синдики
Портрет синдиков
цеха сукноделов,
1662

   

   
Старик
Старик, 1631

Вызов бюргерским традициям. Часть вторая

Механическое уменьшение размера картины нарушило ее композицию (см. слева). В первоначальном варианте проем величественной арки, являющейся основным элементом фона, находился почти в центре, что придавало произведению большую монументальность. Фигуры капитана и лейтенанта располагались не в центре, как сейчас, а справа. Зрительское внимание не было в такой степени сконцентрировано на них, сильнее выделялась основная масса рядовых стрелков - защитников демократической Голландии.
За долгие годы безнадзорного, по существу, хранения это произведение во многом пострадало. Поблекли, потемнели и местами осыпались краски, изменился колорит. Поэтому картина вошла в историю под названием «Ночной дозор». На самом же деле выступление стрелков происходит в ясный день. Солнечные лучи особенно сильно вырывают несколько фигур, в том числе маленькую девочку в центре картины, в ярком оранжевом платье. Она как бы является световым центром композиции. Ее лицо некоторыми чертами напоминает лицо Саскии. Но несмотря на немалые потери, картина по сей день является непревзойденным образцом группового портрета, где каждому из изображаемых лиц дана яркая индивидуальная характеристика. В этот период усиливаются демократические тенденции в творчестве Рембрандта. Со смертью жены прервалась та формальная нить, которая связывала художника с аристократическими слоями Голландии. Еще при жизни Саскии у него произошел конфликт с ее родственниками, утверждавшими, что, приобретая художественные ценности, он проматывает ее наследство. На самом деле это далеко не соответствует действительности. Элементарные подсчеты показывают: за время, прожитое с Саскией, Рембрандт своим трудом нажил состояние, которое в несколько раз превышало приданое жены.
Собранная Рембрандтом замечательная коллекция художественных ценностей не раз сослужила ему добрую службу. Получая от произведений искусства огромное эстетическое наслаждение и заряд творческой энергии, он многому научился у великих мастеров прошлого, развивая те из созданных ими традиций, которые были ему близки. Многочисленные национальные костюмы разных эпох он наряду с зарисовками с натуры использовал при создании картин. Так, например, можно предположить, что костюмы из коллекции взяты им в произведениях: «Мужчина в восточном костюме» (1635 г., Вашингтон, Национальная галерея); «Восточная фигура» (1637 г., Лейден, музей «Делькенхал») и др. Разумеется, передача деталей туалетов и подробностей аксессуаров никогда не была для Рембрандта самоцелью: все это имело вспомогательное значение. Главное же внимание было направлено на создание психологической и социальной характеристики, на выявление наиболее характерных национальных черт.
В 1635 году он создает пять офортов под общим названием «Голова восточного типа». С большим сочувствием Рембрандт изображает угнетенных и жестоко эксплуатируемых негров. В 1637 и 1638 годах он выполняет рисунки «Два негра на мулах с барабаном», «Два негра-барабанщика» (оба рисунка находятся в Лондоне).
В 40-50-е годы Рембрандт достигает непревзойденных вершин в технике офорта. Вскоре после смерти Саскии он создает знаменитый офорт «Три дерева» (1643). Только что прошла тяжелая грозовая туча. В левом краю еще не прекратился дождь, еще видны на фоне проясняющегося неба остатки облаков. Справа - три дерева, перенесшие сокрушительную грозу. Необыкновенно точно и впечатляюще, с помощью, казалось бы, самых простых средств передано мимолетное состояние природы. Интересно выполнены купы трех деревьев. Сделано это так, будто их листва дрожит от налетевшего ветра. В левой части офорта еще не утих дождь - его мощные струи изображены косыми параллельными штрихами. Совершенно незаполненная часть фона за силуэтами трех деревьев кажется безграничной далью ясного, чистого неба. Офорт «Три дерева» в известной мере отражает настроение художника. Не стало Саскии. Острота потери для Рембрандта чуть позади, как только что миновавшая гроза. Три одиноких, устоявших в бурю дерева могут быть истолкованы как аллегорические образы людей, которые перенесли величайшее потрясение. В этот период он создает и другие офорты-пейзажи: «Пейзаж с семейством пастуха» (1644), «Мост Сикса», «Хижина у канала», «Лодочная пристань» (1645) и т.п. Предельно лаконичными средствами он передает особенности родной природы; каждый из пейзажей окрашен определенным настроением. В офортах-портретах этого времени Рембрандт развивает, совершенствует сложившиеся ранее художнические принципы - стремится глубже раскрыть характеры, ярче отобразить душевный настрой персонажей. Одна из лучших графических работ «Врач Эфраим Бонус» (1647). В офорте запечатлен спускающийся с лестницы человек. Он приостановился и невесело задумался. С большим искусством художник передает мягкий вибрирующий свет. В этом же году был выполнен офорт «Ян Сикс». Аристократ, поэт, в дальнейшем мэр Амстердама, он изображен у открытого окна. В его лице - одухотворенность, мечтательность. Комнату наполняет словно реально ощутимый воздух. Ослепительный свет заливает волосы и лицо.

стр 1 - стр 2 - стр 3


Гледис Шмитт. "Рембрандт". Исследование жизни и творчества Рембрандта » предисловие »



Книга первая:

Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Часть четвертая


Книга вторая:

Часть пятая
Часть шестая
Часть седьмая
Часть восьмая


Книга третья:

Часть девятая
Часть десятая
Часть одиннадцать
Часть двенадцать


Книга четверая:

Часть тринадцать
Часть четырнадцать
Часть пятнадцать
Часть шестнадцать


Книга пятая:

Часть семнадцать
Часть восемнадц
Часть девятнадц
Часть двадцатая



Художник Рембрандт Харменс Ван Рейн. Картины, рисунки, критика, биография
Rembrandt Harmens van Rain, 1606-1669   www.rembr.ru   e-mail: help(a)rembr.ru