Ночной дозор, 1642
|
|
Фауст, 1652
|
|
|
Портрет синдиков цеха сукноделов, 1662
|
|
|
|
Старик, 1631
|
Вызов бюргерским традициям. Часть третья
К 1648 году относится один из шедевров мировой графики - офорт-автопортрет «Рембрандт, рисующий у окна». Во всем облике художника - величайшая уверенность, сознание своей правоты, верности жизненным принципам. Взгляд его непреклонен и суров. Здесь тоже поражает исключительное мастерство в передаче воздушной среды. Яркий свет заливает лицо, руку, держащую карандаш, большую стопу бумаги. Поток света, устремившегося в окно, словно пробивает дорогу в глубь комнаты.
Глубокий социальный смысл вкладывает Рембрандт в офорты на библейские и мифологические темы, выполненные в эти годы. Непревзойденным считается офорт «Христос, окруженный больными», или «Лист в 100 гульденов» (ок. 1649 г.). В этой многофигурной композиции точно найдены типы нищих, калек, обездоленных. Взгляды полны наивной надежды и веры в исцеление, в прекращение страданий. Яркий свет вырывает из темноты наиболее характерные позы, жесты. Поток людей в рубище, возникающий из полумрака, кажется бесконечным.
Самодовольные фарисеи как бы противопоставлены этим страждущим и не потерявшим надежды.
В нескольких картинах и офортах Рембрандт обращается к образу библейского персонажа Товия. Художник находит убедительные штрихи, характеризующие облик этого больного, беспомощного человека. В офорте «Слепой Товий» (1651) - дряхлый старик. Он порывисто встал со стула, узнав о приходе давно отсутствовавшего сына, протянул руку в поисках двери. Но прикасается к стене рядом с дверью. В одном этом скупом жесте - трагедия несчастного слепого.
В числе постоянных персонажей художника, как и в предшествующие периоды, - ученые, писатели, художники. Он стремится показать силу, могущество науки. Примечателен в этом отношении офорт «Фауст» (1652-1653). Ученый в длинной широкой одежде - перед столом, заваленным книгами и рукописями. В окне неожиданно возникает яркий свет и буквы. Это изображение перекликается с уже упоминавшимся нами в картине «Пир Валтасара». Однако реакция Фауста иная, чем присутствовавших на пиру.
Без тени страха он повернулся к окну, с вниманием и интересом смотрит на таинственные знаки, как бы изучая и анализируя то, что видит...
40-60-е годы XVII века - период расцвета голландской живописи. Это и наиболее яркий период в творчестве Рембрандта. Исключительно широка тематика его произведений. Он создает картины на мифологические и библейские сюжеты, портреты, пейзажи, натюрморты. В эти годы он плодотворно работает в области живописи, гравюры, рисунка, глубоко реалистически передавая человеческие чувства и переживания. С увлечением и величайшей симпатией Рембрандт изображает людей из народа.
Дальнейшее развитие получают творческие принципы художника: передача тончайших переживаний, различных психологических состояний, смены настроений. Все меньше в его картинах необязательных деталей, второстепенных подробностей. Исключительной выразительности достигает изображение воздушной среды с тончайшими переходами светотени. Доминирующими становятся теплые, золотисто-коричневые тона.
В эти годы созданы замечательные живописные портреты: «Портрет старушки» (ок. 1650 г., Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина), «Портрет мужчины в шлеме» (ок. 1650 г., Берлин-Далем, государственные музеи) и др.
Как можно судить уже из названий, особенно привлекают художника в качестве моделей для его работ простые, прожившие долгую и трудную жизнь люди, перенесшие много лишений и страданий. Это было своеобразным протестом Рембрандта против косности, сытости, равнодушия и тупого самодовольства, характеризовавших бюргерский быт.
Режим политического бесправия и жестокой эксплуатации трудящихся Голландии, этой образцовой капиталистической страны XVII столетия, вызывал революционные выступления ремесленников, восстания крестьян.
Рембрандт, как истинный художник, не мог остаться в стороне от того, что происходило на его родине. Он отражал в своих произведениях социальную несправедливость, взывал к гуманному отношению к людям. Его картины, офорты, рисунки, насыщенные глубоким социальным содержанием, в последние десятилетия жизни художника приобретают все большую целеустремленность.
стр 1 -
стр 2 -
стр 3
|