На главную
Рембрандт
"Я всю жизнь во всем искал естественность природы, никогда не увлекался ложным блеском форм. Художника делает великим не то, что он изображает, а то, насколько правдиво воссоздает он в своем искусстве природу. Жизнь - это все для меня..."

Биография    
    Статьи
    Портреты
    Автопортреты       
    Мифология    
    Графика
    Жанры
Сын мельника    
    Нищета
    Счастье
    Нет традициям       
    Новые этапы    
    Бедность
    Итоги

Книжки о Рембрандте:   Г.Д.ГулиаГ.ШмиттА.КалининаТ.ФрисГ.НедошивинЭ.Фромантен

Ночной дозор
Ночной
дозор, 1642


   
Фауст
Фауст, 1652

   
   
Синдики
Портрет синдиков
цеха сукноделов,
1662

   

   
Старик
Старик, 1631

Вызов бюргерским традициям. Часть третья

К 1648 году относится один из шедевров мировой графики - офорт-автопортрет «Рембрандт, рисующий у окна». Во всем облике художника - величайшая уверенность, сознание своей правоты, верности жизненным принципам. Взгляд его непреклонен и суров. Здесь тоже поражает исключительное мастерство в передаче воздушной среды. Яркий свет заливает лицо, руку, держащую карандаш, большую стопу бумаги. Поток света, устремившегося в окно, словно пробивает дорогу в глубь комнаты.
Глубокий социальный смысл вкладывает Рембрандт в офорты на библейские и мифологические темы, выполненные в эти годы. Непревзойденным считается офорт «Христос, окруженный больными», или «Лист в 100 гульденов» (ок. 1649 г.). В этой многофигурной композиции точно найдены типы нищих, калек, обездоленных. Взгляды полны наивной надежды и веры в исцеление, в прекращение страданий. Яркий свет вырывает из темноты наиболее характерные позы, жесты. Поток людей в рубище, возникающий из полумрака, кажется бесконечным. Самодовольные фарисеи как бы противопоставлены этим страждущим и не потерявшим надежды. В нескольких картинах и офортах Рембрандт обращается к образу библейского персонажа Товия. Художник находит убедительные штрихи, характеризующие облик этого больного, беспомощного человека. В офорте «Слепой Товий» (1651) - дряхлый старик. Он порывисто встал со стула, узнав о приходе давно отсутствовавшего сына, протянул руку в поисках двери. Но прикасается к стене рядом с дверью. В одном этом скупом жесте - трагедия несчастного слепого.
В числе постоянных персонажей художника, как и в предшествующие периоды, - ученые, писатели, художники. Он стремится показать силу, могущество науки. Примечателен в этом отношении офорт «Фауст» (1652-1653). Ученый в длинной широкой одежде - перед столом, заваленным книгами и рукописями. В окне неожиданно возникает яркий свет и буквы. Это изображение перекликается с уже упоминавшимся нами в картине «Пир Валтасара». Однако реакция Фауста иная, чем присутствовавших на пиру. Без тени страха он повернулся к окну, с вниманием и интересом смотрит на таинственные знаки, как бы изучая и анализируя то, что видит...
40-60-е годы XVII века - период расцвета голландской живописи. Это и наиболее яркий период в творчестве Рембрандта. Исключительно широка тематика его произведений. Он создает картины на мифологические и библейские сюжеты, портреты, пейзажи, натюрморты. В эти годы он плодотворно работает в области живописи, гравюры, рисунка, глубоко реалистически передавая человеческие чувства и переживания. С увлечением и величайшей симпатией Рембрандт изображает людей из народа.
Дальнейшее развитие получают творческие принципы художника: передача тончайших переживаний, различных психологических состояний, смены настроений. Все меньше в его картинах необязательных деталей, второстепенных подробностей. Исключительной выразительности достигает изображение воздушной среды с тончайшими переходами светотени. Доминирующими становятся теплые, золотисто-коричневые тона. В эти годы созданы замечательные живописные портреты: «Портрет старушки» (ок. 1650 г., Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина), «Портрет мужчины в шлеме» (ок. 1650 г., Берлин-Далем, государственные музеи) и др. Как можно судить уже из названий, особенно привлекают художника в качестве моделей для его работ простые, прожившие долгую и трудную жизнь люди, перенесшие много лишений и страданий. Это было своеобразным протестом Рембрандта против косности, сытости, равнодушия и тупого самодовольства, характеризовавших бюргерский быт.
Режим политического бесправия и жестокой эксплуатации трудящихся Голландии, этой образцовой капиталистической страны XVII столетия, вызывал революционные выступления ремесленников, восстания крестьян. Рембрандт, как истинный художник, не мог остаться в стороне от того, что происходило на его родине. Он отражал в своих произведениях социальную несправедливость, взывал к гуманному отношению к людям. Его картины, офорты, рисунки, насыщенные глубоким социальным содержанием, в последние десятилетия жизни художника приобретают все большую целеустремленность.

стр 1 - стр 2 - стр 3


Гледис Шмитт. "Рембрандт". Исследование жизни и творчества Рембрандта » предисловие »



Книга первая:

Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Часть четвертая


Книга вторая:

Часть пятая
Часть шестая
Часть седьмая
Часть восьмая


Книга третья:

Часть девятая
Часть десятая
Часть одиннадцать
Часть двенадцать


Книга четверая:

Часть тринадцать
Часть четырнадцать
Часть пятнадцать
Часть шестнадцать


Книга пятая:

Часть семнадцать
Часть восемнадц
Часть девятнадц
Часть двадцатая



Художник Рембрандт Харменс Ван Рейн. Картины, рисунки, критика, биография
Rembrandt Harmens van Rain, 1606-1669   www.rembr.ru   e-mail: help(a)rembr.ru