Софониба принимает чашу с ядом, 1634
|
|
Мужчина со шляпой, 1635
|
|
|
Даная, 1647
|
|
|
|
Даная, деталь
|
Вдохновенный порыв к счастью. Часть вторая
Изучение содержания картины искусствоведами продолжалось многие десятилетия и ведется до сих пор. Одни утверждали, что название все-таки дано неверно, Рембрандт изобразил не Данаю, а Мессалину - жену римского императора Клавдия, известную своим распутством. Другие считали, что на картине - античная богиня любви и красоты Венера, ожидающая на своем ложе бога войны Марса. Выдвигалась версия, что героиня Рембрандта - Вирсавия, жена полководца Урии, ожидающая в роскошных покоях царя Давида. В книге Ю.И.Кузнецова названо одиннадцать предположительных героинь этой картины. Однако по тем или иным причинам все эти версии последовательно отвергались.
Многие искусствоведы вместе с тем продолжали считать, что Рембрандт изобразил именно Данаю. Однако до последнего времени новых убедительных доказательств этого не было, и лишь совсем недавно их удалось найти. И сделано это советскими учеными.
Картина подверглась просвечиванию рентгеновскими лучами. Оказалось, что в первоначальном варианте золотой дождь был. На этом основании и в результате тщательного сопоставления двух вариантов советский искусствовед Ю.Кузнецов делает окончательный вывод - на картине изображена Даная. Убедительно доказывается также, что моделью для изображения дочери царя Акрисия в первом варианте, написанном в 1636 году, была жена Рембрандта Саския. После ее смерти Рембрандт переделал это произведение, изобразив лицо другой женщины и внеся еще некоторые изменения. Ю. Кузнецов также доказал, что второй вариант картины выполнен не ранее чем через десять лет после первого - около 1646 года.
В первом варианте картины Даная полна только что пережитым счастьем. Опершись на локоть левой руки, она протягивает правую руку ладонью вниз - это прощальный жест. Она еще не думает о том, что счастье уходит безвозвратно. Но об этом напоминает видимый и на рентгеновском снимке плачущий амур со скованными руками. Примечательно, что он изображен просто как позолоченное украшение кровати - закреплен в этом положении навечно. Таким образом, Рембрандт подчеркивает, что счастье этой заживо погребенной женщины мимолетно, ее земные радости ушли в прошлое. Иначе говоря, и в первом варианте главным в картине было не торжество счастья, а скорбь о том, что оно преходяще и быстротечно.
В этом очень важное отличие уже первого варианта картины Рембрандта от работ на данную тему его предшественников и современников.
Второй, известный ныне вариант существенно отличается от первого. На нем запечатлен совсем иной момент в жизни Данаи. Она ожидает повторного прихода Зевса. Рембрандт, как глубокий мыслитель и психолог, осуществил замысел, который не находил отражения ни у одного из его предшественников: Даная постоянно ждет Зевса - так внезапно и таинственно появившегося когда-то отца ее будущего ребенка. В соответствии с этим замыслом Рембрандт переделал картину, тщательно продумав каждую деталь нового варианта.
При переработке своего произведения художник переместил служанку с левого края картины в центр. В первом варианте она следовала за золотым дождем. Сейчас у нее в руке большой пустой кошелек - она по-своему подготовилась к новому появлению Зевса. Она, как и ее хозяйка, постоянно настороже. Появился яркий солнечный луч, предшествовавший в прошлый раз золотому дождю, и она энергичным движением левой руки отодвигает драпировку, закрывающую кровать.
О недавнем счастье Данаи символически напоминает и ряд других деталей. С внешней стороны кровати прикреплены в несколько рядов ниспадающие золотые блестки. В первой картине это были золотые дождинки, стекающие с кровати. Теперь они превращены в застывшие украшения. Многие исследователи, и в том числе Ю.Кузнецов, обращали внимание на некоторую тяжеловатость фигуры Данаи. В данной трактовке этому есть объяснение: Даная должна стать матерью.
Весь облик Данаи свидетельствует о том, что она полна ожидания. Драгоценности, в первом варианте лежавшие на столике рядом с кроватью, теперь украшают ее. (Браслеты на руках в более поздней картине художник дополнительно украсил небольшими розовыми бантиками.) Об ожидании говорит и поза героини, жест ее правой вытянутой руки. Если в первом варианте рука была повернута ладонью вниз - Даная как бы прощалась с уходящим Зевсом, представленным на картине в виде угасающих капелек золотого дождя, то во втором варианте рука повернута ладонью вверх. Прощальный жест превратился в приветственный.
Однако чувствуется, что это ожидание не раз было обмануто - отсюда оттенок сомнения, разочарования на лице молодой женщины. Плачущий амур усиливает впечатление неотвратимого крушения надежд.
Настроение, которое навевает картина, вполне соответствовало душевному состоянию самого Рембрандта. Работу над полотном, как отмечалось выше, он начал в период безмятежного семейного счастья, в зените славы. Но уже тогда, через два года после женитьбы на Саскии, Рембрандт задумывался о непрочности земных радостей.
стр 1 -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4 -
стр 5
|