На главную
Рембрандт
"Я всю жизнь во всем искал естественность природы, никогда не увлекался ложным блеском форм. Художника делает великим не то, что он изображает, а то, насколько правдиво воссоздает он в своем искусстве природу. Жизнь - это все для меня..."

Биография    
    Статьи
    Портреты
    Автопортреты       
    Мифология    
    Графика
    Жанры
Сын мельника    
    Нищета
    Счастье
    Нет традициям       
    Новые этапы    
    Бедность
    Итоги

Книжки о Рембрандте:   Г.Д.ГулиаГ.ШмиттА.КалининаТ.ФрисГ.НедошивинЭ.Фромантен

Чаша с ядом
Софониба
принимает
чашу с ядом, 1634


   
Мужчина со шляпой
Мужчина со
шляпой, 1635


   
   
Даная
Даная, 1647
   

   
Даная - деталь
Даная, деталь

Вдохновенный порыв к счастью. Часть четвертая

По-иному раскрывается этот образ в картине, написанной в 1637 году, «Купающаяся Сусанна» (Гаага, Маурицхейс). На этой картине нет старцев. Сусанна входит в воду, обратив на зрителя мягкий застенчивый взгляд. Лицо героини имеет портретное сходство с Саскией. Еще раз художник обращается к этому сюжету после смерти жены. В 1647 году написано «Купание Сусанны» (Берлин - Далем, государственные музеи). В этой работе воплощение темы нашло наиболее законченное выражение. В образе Сусанны также воспроизведены черты Саскии. В ее взгляде, обращенном к зрителю, - мольба о помощи. Старцы, присутствующие на этом полотне, действуют менее прямолинейно, чем это было показано на картине 1637 года.
Беспощадный реалист, Рембрандт во многих картинах этого периода, следуя традиции великих мастеров Возрождения, продолжает приземлять мифологические сюжеты и легенды. Так, например, в картине «Явление Христа Магдалине» (1638 г., Лондон, Букингемский дворец) изображена сидящая женщина в простой темной одежде - Магдалина, внезапно увидевшая воскресшего Христа. Лишены всякой возвышенности и два ангела на заднем плане картины. Один из них, похожий на крепкого деревенского парня с босыми ногами, непринужденно, в обычной будничной позе сидит на площадке - гробнице Христа. Второй присел на какой-то выступ. Они мирно беседуют, как остановившиеся на отдых путники.
И уже совсем в бытовом плане решен офорт «Адам и Ева» (1638). Этот библейский сюжет использовался многими и многими художниками. Почти все они ярко расписывали прелести райского сада, а Адама и Еву представляли в облике прекрасно сложенных, идеальных людей. На картине Рубенса и Брейгеля «Адам и Ева в раю» - могучие густые деревья, диковинные животные, птицы в многоцветном оперении. На переднем плане Адам и Ева, принявшие театрально-изысканные позы, почтительно смотрят друг на друга, как галантные, благовоспитанные люди.
Иное у Рембрандта. На фоне тощей растительности очень некрасивая Ева с растрепанными волосами. Она с насмешливым выражением лица слушает предостережения Адама насчет пресловутого яблока. Вполне земная сцена изображена Рембрандтом в офорте «Святое семейство» (1632) и в знаменитой картине того же названия (1645 г., Эрмитаж). Святое семейство он пишет на фоне скромной, даже убогой обстановки. Рембрандт уже самим этим как бы полемизирует со своими современниками и предшественниками, обычно изображавшими Мадонну среди роскоши. В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (1390- 1441) на знаменитом триптихе в центре изобразил мадонну с младенцем величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады. Мадонна одета в пурпурную мантию, спускающуюся широкими складками, создающими спереди как бы пьедестал. С видом поучающего сидит на ее коленях младенец.
Позы и лица персонажей картины Рембрандта просты и естественны. Мария, заботливо склонившаяся над младенцем Христом, трогательна в своей безыскусности. Плотничающий в глубине комнаты Иосиф выполняет свою будничную работу спокойно и деловито. Во всей сцене не чувствуется той возвышенности, которая свойственна многим подобным картинам на эту тему, - она кажется как бы выхваченной из жизни простых людей Голландии того времени. Художнику удалось передать тепло человеческих отношений.
Как мы пытались показать, решения Рембрандтом известных библейских и мифологических сюжетов, изображение им природы, бытовых сцен, принципы создания портрета во многом контрастировали с общепринятыми нормами уже в начале его творческого пути. Художник все более совершенно и последовательно раскрывает демократические идеи, все определеннее проявляет реалистические тенденции в изображении противоречивых явлений жизни.
К концу 30-х годов назревает острый конфликт между искусством Рембрандта и требованиями буржуазного общества. К этому времени голландская буржуазия все больше утрачивает свои демократические традиции, в известной мере свойственные ей в период борьбы против испанского гнета и характерные для раннего периода развития капитализма. Буржуазия страны, освоившись со своим господствующим положением, заботится о его упрочении. Она заинтересована в том, чтобы искусство служило укреплению политических и идейных позиций.
Многие художники того времени послушно шли на службу буржуазии. Они с большим искусством создавали интерьеры богатых домов, портреты их хозяев и покорно угождающих служанок; изображали бюргерский быт как идеал счастья, уюта, благополучия. Из их картин следовал один вывод: в мире царят благоденствие и добропорядочность, в нем нет и намека на страдания, несчастья, противоречия.

стр 1 - стр 2 - стр 3 - стр 4 - стр 5


Гледис Шмитт. "Рембрандт". Исследование жизни и творчества Рембрандта » предисловие »



Книга первая:

Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Часть четвертая


Книга вторая:

Часть пятая
Часть шестая
Часть седьмая
Часть восьмая


Книга третья:

Часть девятая
Часть десятая
Часть одиннадцать
Часть двенадцать


Книга четверая:

Часть тринадцать
Часть четырнадцать
Часть пятнадцать
Часть шестнадцать


Книга пятая:

Часть семнадцать
Часть восемнадц
Часть девятнадц
Часть двадцатая



Художник Рембрандт Харменс Ван Рейн. Картины, рисунки, критика, биография
Rembrandt Harmens van Rain, 1606-1669   www.rembr.ru   e-mail: help(a)rembr.ru