Портрет Хендрикье Стоффельс, 1659
|
|
Портрет сына Титуса, 1657
|
|
|
Автопортрет с Саскией на коленях, 1635
|
|
|
|
Портрет Яна Сикса, 1654
|
Рембрандт. Предисловие к роману
Семнадцатый век был для Голландии периодом расцвета всех областей духовной культуры. Крупнейшие писатели этого времени являлись создателями голландского литературного языка, их произведения и поныне пользуются на родине большой популярностью. Значительное развитие получили также архитектура и театр. Но наибольшие культурные ценности в этот «золотой век» истории Голландии были созданы ее народом- в области изобразительного искусства.
Рожденное в период революции и героической освободительной борьбы, приведших в движение широкие народные массы, голландское искусство созревало в годы бурного послереволюционного подъема.
Поэтому так сильны были в нем демократические элементы и так ясно отразилось окрепшее национальное самосознание голландского народа. Смелый реализм, решительное обращение к изображению жизни, даже в самых будничных ее проявлениях, отличают голландское искусство XVII века и делают его самым передовым для своего времени. .
Голландское искусство опиралось на вековые традиции реалистического искусства Нидерландов XV-XVI веков. В XVII столетии страна выдвинула блестящую плеяду художников, отразивших в своем творчестве новую ступень жизни народа - период сложения нации.
В становлении голландской национальной школы сыграло большую роль реалистическое искусство харлемского портретиста Франса Хальса, крупнейшего после Рембрандта художника Голландии. Значительных успехов в правдивом изображении родной природы и народного быта добились в первой трети XVII века также живописцы, работавшие в пейзажном и бытовом жанрах.
Эти достижения голландского реализма были восприняты Рембрандтом и нашли свое наивысшее воплощение в его искусстве. Творчеству Рембрандта свойственна большая широта тематического охвата. В мировом искусстве подобный диапазон был присущ лишь немногим мастерам. Однако при всем тематическом разнообразии произведений Рембрандта в центре его внимания - всегда человек. Будь то портрет или сюжетная картина, - конкретный человек, с его миром мыслей и чувств, рассказ о реальных человеческих отношениях составляют главное в содержании искусства художника.
Стремясь к правдивому отражению жизни, Рембрандт не оставался ее бесстрастным наблюдателем. Все его творчество проникнуто горячей, искренней любовью к людям. Именно поэтому ему удалось создать произведения такой потрясающей силы и подлинного благородства. У Великий мастер реалистического искусства, Рембрандт прошел в своем творчестве длительную эволюцию. Его путь полон труда и упорных исканий. Художник был последовательным борцом за реализм даже в тот период, когда во второй половине XVII столетия голландская культура начала терять свой демократический характер, а искусство отошло от прогрессивных позиций. Эта неизменная реалистическая направленность творчества Рембрандта, его глубокий демократизм привели в поздний период деятельности художника к разрыву с окружающим его буржуазным обществом. Отвергнутый и не признанный им, но не покоренный, Рембрандт остался верен своим творческим принципам.
Наследие Рембрандта огромно. Рембрандт не только живописец, - он является величайшим мастером гравюры и чрезвычайно наблюдательным и плодовитым рисовальщиком. Рембрандт гравировал в технике офорта. Офорт («крепкая водка») - техника гравюры, при которой рисунок, процарапанный иглой по лаку, покрывающему металлическую доску, протравливается кислотами. Протравленные линии после удаления лака заполняются краской, и с доски под прессом делают отпечаток на влажной бумаге. Название «офорт» носит как сам способ гравирования, так и полученный с доски оттиск. Гравюра офортом получила широкое распространение лишь с начала XVII века. До этого времени преобладала резцовая гравюра, в которой линии рисунка вырезают непосредственно резцом по металлу. Рембрандтом создано около 650 картин и около 300 гравюр офортом. Рембрандт во многом обогатил графическое искусство, его офорты принадлежат к высочайшим достижениям в этой области графики. До нашего времени сохранилось также около 1500 рисунков художника, что составляет, вероятно, лишь небольшую часть их первоначального количества. Рисовал Рембрандт в ранние годы своей деятельности преимущественно сангиной, а затем пером (гусиным и тростниковым), бистром с отмывкой кистью. Бистр - рисовальный материал из специально приготовленной древесной сажи в виде прозрачной коричневой краски с желтоватым оттенком. Сангина - материал для рисования, изготовляемый преимущественно в виде палочек (так называемых карандашей) красновато-коричневого цвета. Во времена Рембрандта употреблялась натуральная сангина минерального происхождения.
читать далее »
стр 1 »
стр 2 »
стр 3 »
стр 4 »
стр 5 »
стр 6 »
стр 7 »
стр 8 »
стр 9 »
стр 10 »
стр 11 »
|