На главную
Рембрандт
"Я всю жизнь во всем искал естественность природы, никогда не увлекался ложным блеском форм. Художника делает великим не то, что он изображает, а то, насколько правдиво воссоздает он в своем искусстве природу. Жизнь - это все для меня..."

Биография    
    Статьи
    Портреты
    Автопортреты       
    Мифология    
    Графика
    Жанры
Сын мельника    
    Нищета
    Счастье
    Нет традициям       
    Новые этапы    
    Бедность
    Итоги

Книжки о Рембрандте:   Г.Д.ГулиаГ.ШмиттА.КалининаТ.ФрисГ.НедошивинЭ.Фромантен

Хендрикье
Портрет
Хендрикье
Стоффельс, 1659


   
Сын Рембрандта
Портрет сына
Титуса, 1657


   
   
Автопортрет с Саскией
Автопортрет
с Саскией
на коленях, 1635

   

   
Ян Сикс
Портрет Яна
Сикса, 1654


Рембрандт. Предисловие к роману

Представители самых разнообразных слоев общества, обладавшие известным достатком, стремились запечатлеть себя в портретах. Довольные собой, гордые процветанием своей страны и своим независимым положением, они хотели видеть себя изображенными без прикрас, но полными достоинства, в праздничных костюмах, с атрибутами своей профессии и общественного положения. В этот период строгих реалистических установок в голландском искусстве основным требованием заказчика было достижение внешнего сходства. Немалое значение для упрочения успеха художника имела его работа над групповым портретом, изображающим лекцию по анатомии знаменитого амстердамского хирурга доктора Тюльпа (1632). Существует предположение, что именно получение этого крупного заказа явилось непосредственной причиной переезда Рембрандта в Амстердам. Этой же версии придерживается и автор романа, где доктор Тюльп характеризуется очень тепло. Групповой портрет как самостоятельная разновидность портретного жанра получил необычайное развитие в Голландии XVII века. Возникновение его относится еще к предшествующему столетию, к периоду осознания нарождающимся бюргерством общности своих классовых интересов. Заказчиками групповых портретов были представители различных городских корпораций (городские стрелки, члены гильдий и др.). Наличие развитых традиций позволило уже Франсу Хальсу создать в этой области замечательные произведения. «Урок анатомии доктора Тюльпа» был первым опытом Рембрандта в таком жанре. До Рембрандта голландские художники, даже в лучших образцах групповых портретов, не шли дальше характеристики внешних признаков корпоративной общности людей. Рембрандт, изображая группу слушателей, с напряженным вниманием следящих за объяснением учителя, стремился выявить более глубокие внутренние связи коллектива, показать общность духовных интересов его членов. Мастерство композиции, уравновешивающей моменты движения и покоя, придает группе необходимую цельность. Изображение человека за любимым делом (чисто голландская, очень распространенная в эти годы разновидность портретного жанра) невольно требовало привлечения элементов бытовой картины - характеристики окружения, изображения предметов, связанных с профессией портретируемого, и т.д. Далеко не всем художникам удавалось при таких условиях сохранить необходимое в рамках жанра преобладание портретного образа над бытовым. В «Уроке анатомии доктора Тюльпа» Рембрандт решает эту сложную задачу.
Успех картины немало способствовал популярности ее автора. Рембрандт становился модным художником. К нему со всех сторон стекаются и поступают многочисленные ученики. Первым в Амстердаме в мастерскую Рембрандта пришел Якоб Баккер, затем Говерт Флинк и Фердинанд Бол, которому в романе Гледис Шмитт уделено особенно много места. Пребывание в Амстердаме, культурном центре мирового значения, дало Рембрандту огромные возможности для пополнения художественного образования и воспитания вкуса. Художник шире знакомится с творчеством современников и особенно внимательно изучает искусство Италии. Наиболее близки ему были в то время Караваджо и его нидерландские последователи. Работам этих мастеров свойственны, так же как Рембрандту, поиски выразительности светотени. Страстный любитель произведений искусства, Рембрандт собрал в своем доме обширные коллекции живописи и графики, античной скульптуры, драгоценных тканей и художественного оружия. Изображение этих вещей мы часто встречаем в его картинах и офортах. Мы можем составить себе достаточно полное представление о коллекции Рембрандта - до нас дошла полная инвентарная опись его имущества, сделанная в 1656 году в связи с его банкротством. Среди прочих имен художников, представленных своими произведениями в оригиналах или гравюрах в рембрандтовском собрании, мы встречаем Рафаэля и Карраччи, Дюрера и Кранаха, Брейгеля Мужицкого и Луку Лейденского, Рубенса и Ван-Дейка, Геркулеса Сегерса и Адриана Браувера. Здесь есть также работы учителя Рембрандта, Ластмана, и его учеников и сотоварищей по работе - Ливенса, Бола, Йориса ван Флита. 1630-е годы были для Рембрандта временем наибольшей прижизненной славы, временем личного счастья и материального благополучия. В 1634 году художник женился на Саскии ван Эйленбюрх, девушке из богатой патрицианской семьи. Саския принесла мужу значительное приданое. Брак ввел Рембрандта в высшие круги амстердамского бюргерства. Рембрандт горячо любил свою молодую супругу. Он неустанно изображал ее в картинах, рисунках и офортах. Мы видим ее в обычном костюме чинной голландской бюргерши и в фантастических одеждах, преображающих ее в героиню античной или библейской мифологии. Такой предстает она перед зрителем, например, в эрмитажной картине «Флора».  читать далее »

стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 » стр 7 » стр 8 » стр 9 » стр 10 » стр 11 »


Гледис Шмитт. "Рембрандт". Исследование жизни и творчества Рембрандта » предисловие »



Книга первая:

Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Часть четвертая


Книга вторая:

Часть пятая
Часть шестая
Часть седьмая
Часть восьмая


Книга третья:

Часть девятая
Часть десятая
Часть одиннадцать
Часть двенадцать


Книга четверая:

Часть тринадцать
Часть четырнадцать
Часть пятнадцать
Часть шестнадцать


Книга пятая:

Часть семнадцать
Часть восемнадц
Часть девятнадц
Часть двадцатая



Художник Рембрандт Харменс Ван Рейн. Картины, рисунки, критика, биография
Rembrandt Harmens van Rain, 1606-1669   www.rembr.ru   e-mail: help(a)rembr.ru