Еврейская невеста, 1665
|
|
Семейный портрет, 1666-68
|
|
Пир царя Валтасара, 1635
|
|
|
Давид и Урия, 1665
|
|
|
|
Христос в Эммаусе, 1648
|
Рембрандт Ван Рейн, сын мельника. Часть вторая
Поражение в войне понесла габсбургская коалиция. Это было закреплено Вестфальским миром в 1648 году. Голландская Республика добилась суверенитета. В борьбе против Голландии Испания широко использовала католическую церковь. В противовес католицизму нарождавшаяся буржуазия Голландии и ряда других стран активно поддерживала протестантское учение - кальвинизм. Являясь, как и всякое религиозное учение, идеалистическим, кальвинизм использовался буржуазией для прикрытия эксплуататорской политики. Кальвинисты упразднили пышный католический культ, отменили многие католические праздники, что увеличивало число рабочих дней.
Кальвинизм отвергал католическую церковь, осуществлявшую не только религиозное, но и политическое воздействие на верующих. Этим воспользовалась буржуазия для усиления своего влияния. Реорганизация иерархии католической церкви кальвинистами, в частности введение выборов старейшин из светских членов общины, давала возможность выдвигать в церковные органы наиболее влиятельных в капиталистическом обществе людей. Кальвинизм требовал от рядовых членов общины строгой дисциплины, беспрекословного подчинения руководящим церковным органам.
Таким образом, голландская буржуазия, воспользовавшись плодами победы, использовала религию для усиления своего экономического и идейного влияния на массы.
Следствием становления капиталистических производственных отношений, приходивших на смену феодализму, явился экономический и культурный подъем страны. Быстрыми темпами развивались промышленное производство, торговля, банковское дело. Голландская буржуазия распространила свое влияние на испанские и португальские колонии. Словом, Голландия, подчеркивал К.Маркс, стала «образцовой капиталистической страной XVII столетия».
Возрастают колониальные владения голландской буржуазии. Она подчиняет своему владычеству территории на Цейлоне, в Бразилии, Африке, усиливает торговые связи с Италией, Испанией, Россией, со странами Востока. «Голландия, - отмечал К.Маркс, - которая первой полностью развила колониальную систему, уже в 1648 г. достигла высшей точки своего торгового могущества».
Обретя экономическое могущество, буржуазия Голландии узурпировала и политическую власть. В стране был установлен режим жесточайшей эксплуатации. Народные массы Голландии, писал К.Маркс, «...уже в 1648 г. больше страдали от чрезмерного труда, были беднее и терпели гнет более жестокий, чем народные массы всей остальной Европы». Это приводило к обострению социальных отношений в стране, к выступлениям ремесленников и рабочих мануфактур, к крестьянским восстаниям, которые в первой половине XVII века принимали все более массовый характер, особенно в таких городах, как Лейден, Роттердам, Гарлем, Дордрехт.
Голландская буржуазия использовала различные средства против проявлений недовольства народных масс: подавление революционных выступлений, преследование прогрессивных деятелей. В 40-х годах в Утрехте и в Лейдене были запрещены и подвергнуты сожжению произведения Декарта. В университетах Голландии вновь усиливалась схоластика, теология.
Настроения прогрессивной части населения находят своеобразное, во многом неосознанное отражение в творчестве Рембрандта.
«...Для того чтобы воплотить в своем творчестве лучшие, сильнейшие стороны духовной жизни целого народа, - отмечает искусствовед К.С.Егорова, - Рембрандт должен был переплавить в свои личные переживания самые глубокие и значительные явления этой жизни. Его подход к общественным явлениям во многом интуитивен, но все его творчество свидетельствует о том, что они оказывали на него глубокое воздействие».
Воображение Рембрандта питали рассказы о героической борьбе лейденцев и населения других городов и районов Голландии против иноземного ига. Вместе с тем он видел на улицах обездоленных, искалеченных людей - печальное последствие войны. Мимо его внимания не могли пройти все нараставшие противоречия буржуазной Голландии - рост богатства и нищеты, всевластие одних и утеря последних прав другими. Он не мог не знать о первых революционных выступлениях рабочих суконщиков.
До наших дней не дошло каких-либо документов, отражающих философские и социально-политические взгляды Рембрандта. Но в его творчестве мы находим мучительные размышления, философские раздумья о смысле жизни, о сильных мира сего и угнетенных, о справедливости и вероломстве, о благородстве и подлости. Богат и многогранен мир чувств и мыслей художника, воплощенных в сотнях его произведений.
Портреты работы Рембрандта свидетельствуют о том, что художник встречается со многими современниками различных социальных слоев, в том числе с учеными-философами, проповедниками.
стр 1 -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4 -
стр 5 -
стр 6 -
стр 7
|