На главную
Рембрандт
"Я всю жизнь во всем искал естественность природы, никогда не увлекался ложным блеском форм. Художника делает великим не то, что он изображает, а то, насколько правдиво воссоздает он в своем искусстве природу. Жизнь - это все для меня..."

Биография    
    Статьи
    Портреты
    Автопортреты       
    Мифология    
    Графика
    Жанры
Сын мельника    
    Нищета
    Счастье
    Нет традициям       
    Новые этапы    
    Бедность
    Итоги

Книжки о Рембрандте:   Г.Д.ГулиаГ.ШмиттА.КалининаТ.ФрисГ.НедошивинЭ.Фромантен

Еврейская невеста
Еврейская
невеста, 1665


   
Семейный портрет
Семейный
портрет, 1666-68


   
Пир Валтасара
Пир царя
Валтасара, 1635


   
   
Давид и Урия
Давид и Урия, 1665

   

   
Христос в Эммаусе
Христос
в Эммаусе, 1648


Рембрандт Ван Рейн, сын мельника. Часть четвертая

Манера письма Караваджо и Рембрандта как бы противостояла органически чуждому им маньеризму - течению, главным принципом которого являлось не следование природе, а стремление субъективно, исходя из «внутренней идеи» художника, раскрыть объективный мир. Для творчества маньеристов характерны трагизм, мистическая экзальтация, субъективистская усложненность, неестественность поз и движений изображаемых людей. В противовес изощренному характеру маньеризма развивалось реалистическое искусство таких нидерландских художников XVI века, как Квинтен Массейс, Лука Лейденский, Иоахим Патинир, Питер Брейгел, Хиеронимус Босх и другие. В своих произведениях они обращались к реальному миру, народной жизни. Эти традиции развивались их учениками и последователями.
В условиях буржуазной Голландии усиливался интерес к бытовому жанру, пейзажу. Складывался тип группового портрета. С реалистических позиций изображались представители промышленных и торговых корпораций, военных кругов. Происходила специализация художников по отдельным жанрам. Высокого мастерства в изображении городской жизни достигли Я.Стен (1626-1679), Г.Метсю (1629-1667), Г.Терборх (1617-1681), П. де Хох (1629- после 1683). Сельский быт находил реалистическое отображение на полотнах А. ван Остаде (1610-1685). С большой любовью изображали родную природу пейзажисты Я. Порселлис (ок. 1584-1632), Я. ван Гойен (1596-1656), X.Сегерс (1589/90-1638), Я. ван Рейсдаль (1628/29-1682), С. ван Рейсдаль (1600-1670), М.Хоббема (1638-1709). Мастерами натюрморта зарекомендовали себя П.Клас (ок. 1597- 1661), В.Хеда (1594-1680/82), А.Бейерен (1620-1690), В.Калф (1619-1693). В искусстве портрета, в том числе группового, замечательного мастерства достиг Ф.Халс (ок. 1581-1666).
Рембрандт многому учился у своих современников и мастеров прошлого, упорно овладевая техникой живописи и гравюры. Большое количество рисунков, офортов, картин составляли автопортреты в моменты различных душевных состояний, в различной одежде, в разных ракурсах. Средствами масляной живописи он создает картины: «Автопортрет с взъерошенными волосами» (1626 г., Кассель, Картинная галерея), «Автопортрет с завязанным платком на шее» (1629 г., Ливерпуль, частная коллекция), «Автопортрет в берете с пером» (1629 г., Бостон, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер). В этих произведениях прослеживается интерес художника к внутреннему миру, его стремление постичь и отразить на полотне тончайшие мысли и настроения людей.
Уже в портретах этого периода Рембрандт основное внимание уделяет раскрытию душевного состояния изображаемых персонажей. Он опускает второстепенные детали. Интересен в этом отношении «Портрет старого воина» (ок. 1630 г., Ленинград, Государственный Эрмитаж). Воин изображен в боевом одеянии, в берете с пером. Его лицо благородно и одухотворенно. Внимательные строгие глаза старика обращены к зрителю. Тонкие, крепко сжатые губы свидетельствуют о большой воле, внутренней собранности. В дальнейшем во многих работах Рембрандт создает образы воинов. И всегда их лица суровы, сосредоточенны, мужественны. Такая трактовка образов военных шла вразрез с установившейся к этому времени практикой представлять их только на веселых, разгульных пирушках. Уже картина «Портрет старого воина», а впоследствии и другие работы этой темы являлись напоминанием о патриотических традициях страны, о ее недавнем суровом прошлом, связанном с борьбой против иноземного господства.
Все большую роль в картинах мастера играет светотень. Характерен образ персонажа, погруженного в размышления, - «Апостол Павел» (ок. 1629-1630). Он в темной комнате, слабо освещаемой свечой, глубоко задумался над книгой. Светотень определяет объемность формы и помогает раскрыть духовный мир человека.
Средства светотени художник выразительно использует и в другой работе того же периода - в многофигурной картине «Симеон во храме» (1631 г., Гаага). Яркий свет, падающий сверху, озаряет центральную группу, акцентируя внимание зрителя именно на ней. Остальные части здания, массы людей - в полумраке.
Работая в этот период над портретами, Рембрандт стремится найти наиболее выразительные средства для раскрытия индивидуальных особенностей человека (светотень, колорит, позы и жесты, мимика людей). Такие поиски характерны для автопортретов, портретов родственников («Портрет отца», ок. 1630 г., Эрмитаж, «Портрет матери художника», 1628), отличающихся жизненностью и убедительностью изображения. В лейденский период художник создает первые сюжетные произведения. Одна из ранних его картин - «Изгнание торгующих из храма» (1626 г., Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина). Это произведение характерно для юного Рембрандта. В картине - пестрота красок, подчеркнутость жестов, лица искажены гримасами ужаса, гнева. Все это свидетельствует о сильном в этот период влиянии барокко на молодого художника. Но уже и здесь дает себя знать яркая творческая индивидуальность, проявляется стремление автора раскрыть настроения, психологию людей, сделать центром картины человека.

стр 1 - стр 2 - стр 3 - стр 4 - стр 5 - стр 6 - стр 7


Гледис Шмитт. "Рембрандт". Исследование жизни и творчества Рембрандта » предисловие »



Книга первая:

Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Часть четвертая


Книга вторая:

Часть пятая
Часть шестая
Часть седьмая
Часть восьмая


Книга третья:

Часть девятая
Часть десятая
Часть одиннадцать
Часть двенадцать


Книга четверая:

Часть тринадцать
Часть четырнадцать
Часть пятнадцать
Часть шестнадцать


Книга пятая:

Часть семнадцать
Часть восемнадц
Часть девятнадц
Часть двадцатая



Художник Рембрандт Харменс Ван Рейн. Картины, рисунки, критика, биография
Rembrandt Harmens van Rain, 1606-1669   www.rembr.ru   e-mail: help(a)rembr.ru