Еврейская невеста, 1665
|
|
Семейный портрет, 1666-68
|
|
Пир царя Валтасара, 1635
|
|
|
Давид и Урия, 1665
|
|
|
|
Христос в Эммаусе, 1648
|
Рембрандт Ван Рейн, сын мельника. Часть четвертая
Манера письма Караваджо и Рембрандта как бы противостояла органически чуждому им маньеризму - течению, главным принципом которого являлось не следование природе, а стремление субъективно, исходя из «внутренней идеи» художника, раскрыть объективный мир. Для творчества маньеристов характерны трагизм, мистическая экзальтация, субъективистская усложненность, неестественность поз и движений изображаемых людей. В противовес изощренному характеру маньеризма развивалось реалистическое искусство таких нидерландских художников XVI века, как Квинтен Массейс, Лука Лейденский, Иоахим Патинир, Питер Брейгел, Хиеронимус Босх и другие. В своих произведениях они обращались к реальному миру, народной жизни. Эти традиции развивались их учениками и последователями.
В условиях буржуазной Голландии усиливался интерес к бытовому жанру, пейзажу. Складывался тип группового портрета. С реалистических позиций изображались представители промышленных и торговых корпораций, военных кругов. Происходила специализация художников по отдельным жанрам. Высокого мастерства в изображении городской жизни достигли Я.Стен (1626-1679), Г.Метсю (1629-1667), Г.Терборх (1617-1681), П. де Хох (1629- после 1683). Сельский быт находил реалистическое отображение на полотнах А. ван Остаде (1610-1685). С большой любовью изображали родную природу пейзажисты Я. Порселлис (ок. 1584-1632), Я. ван Гойен (1596-1656), X.Сегерс (1589/90-1638), Я. ван Рейсдаль (1628/29-1682), С. ван Рейсдаль (1600-1670), М.Хоббема (1638-1709).
Мастерами натюрморта зарекомендовали себя П.Клас (ок. 1597- 1661), В.Хеда (1594-1680/82), А.Бейерен (1620-1690), В.Калф (1619-1693).
В искусстве портрета, в том числе группового, замечательного мастерства достиг Ф.Халс (ок. 1581-1666).
Рембрандт многому учился у своих современников и мастеров прошлого, упорно овладевая техникой живописи и гравюры. Большое количество рисунков, офортов, картин составляли автопортреты в моменты различных душевных состояний, в различной одежде, в разных ракурсах. Средствами масляной живописи он создает картины: «Автопортрет с взъерошенными волосами» (1626 г., Кассель, Картинная галерея), «Автопортрет с завязанным платком на шее» (1629 г., Ливерпуль, частная коллекция), «Автопортрет в берете с пером» (1629 г., Бостон, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер). В этих произведениях прослеживается интерес художника к внутреннему миру, его стремление постичь и отразить на полотне тончайшие мысли и настроения людей.
Уже в портретах этого периода Рембрандт основное внимание уделяет раскрытию душевного состояния изображаемых персонажей. Он опускает второстепенные детали. Интересен в этом отношении «Портрет старого воина» (ок. 1630 г., Ленинград, Государственный Эрмитаж). Воин изображен в боевом одеянии, в берете с пером. Его лицо благородно и одухотворенно. Внимательные строгие глаза старика обращены к зрителю. Тонкие, крепко сжатые губы свидетельствуют о большой воле, внутренней собранности.
В дальнейшем во многих работах Рембрандт создает образы воинов. И всегда их лица суровы, сосредоточенны, мужественны. Такая трактовка образов военных шла вразрез с установившейся к этому времени практикой представлять их только на веселых, разгульных пирушках. Уже картина «Портрет старого воина», а впоследствии и другие работы этой темы являлись напоминанием о патриотических традициях страны, о ее недавнем суровом прошлом, связанном с борьбой против иноземного господства.
Все большую роль в картинах мастера играет светотень. Характерен образ персонажа, погруженного в размышления, - «Апостол Павел» (ок. 1629-1630). Он в темной комнате, слабо освещаемой свечой, глубоко задумался над книгой. Светотень определяет объемность формы и помогает раскрыть духовный мир человека.
Средства светотени художник выразительно использует и в другой работе того же периода - в многофигурной картине «Симеон во храме» (1631 г., Гаага). Яркий свет, падающий сверху, озаряет центральную группу, акцентируя внимание зрителя именно на ней. Остальные части здания, массы людей - в полумраке.
Работая в этот период над портретами, Рембрандт стремится найти наиболее выразительные средства для раскрытия индивидуальных особенностей человека (светотень, колорит, позы и жесты, мимика людей). Такие поиски характерны для автопортретов, портретов родственников («Портрет отца», ок. 1630 г., Эрмитаж, «Портрет матери художника», 1628), отличающихся жизненностью и убедительностью изображения.
В лейденский период художник создает первые сюжетные произведения. Одна из ранних его картин - «Изгнание торгующих из храма» (1626 г., Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина). Это произведение характерно для юного Рембрандта. В картине - пестрота красок, подчеркнутость жестов, лица искажены гримасами ужаса, гнева. Все это свидетельствует о сильном в этот период влиянии барокко на молодого художника.
Но уже и здесь дает себя знать яркая творческая индивидуальность, проявляется стремление автора раскрыть настроения, психологию людей, сделать центром картины человека.
стр 1 -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4 -
стр 5 -
стр 6 -
стр 7
|