Еврейская невеста, 1665
|
|
Семейный портрет, 1666-68
|
|
Пир царя Валтасара, 1635
|
|
|
Давид и Урия, 1665
|
|
|
|
Христос в Эммаусе, 1648
|
Рембрандт Ван Рейн, сын мельника. Часть шестая
В дальнейшем художник будет обращаться к сюжетам, раскрывающим взаимоотношения человека с окружающим его и познаваемым им миром. Это и картины «Читающий ученый» (1631 г., Стокгольм, Национальный музей), «Размышляющий ученый» (1631 г., Париж, Лувр), «Портрет ученого» (1631 г., Ленинград, Государственный Эрмитаж), и такие полотна, как «Портрет кораблестроителя и его жены» (1633 г., Лондон, Бэкингемский дворец), «Изображение мудреца» (1634 г., Прага, Национальная галерея), «Портрет мужчины, очиняющего перо» (1632 г., Кассель, Картинная галерея), и др.
Одно перечисление картин говорит о многом. Ученые, мыслители в произведениях Рембрандта изображаются в процессе их труда - работающими над рукописями, спорящими, стремящимися к познанию. Художника особенно привлекают люди высокого интеллекта, целеустремленные, творческие. Характерен в этом отношении «Портрет кораблестроителя и его жены». Он с циркулем в руке на минуту повернулся к вошедшей жене. Она передает ему письмо, не выпуская ручку двери. Свет, проникающий в окно, выделяет самое существенное - лица персонажей, стол с чертежами и книгами. Лицо кораблестроителя светло и вдохновенно.
Волнуют художника в этот период и такие стороны человеческих взаимоотношений, как любовь, супружеская верность, преданность. Глубоко антипатичны ему люди, способные на предательство, измену.
В основе одной из картин этого периода - легенда о Самсоне. Согласно преданию, у Самсона были длинные волосы, в которых заключалась тайная причина его огромной силы. Противники Самсона с помощью его возлюбленной Далилы выведали тайну/Сонному Самсону обрезали волосы. Обессилевший герой был схвачен врагами и ослеплен.
В картине «Самсон и Далила после пробуждения» (1628 г., Берлин-Далем, государственные музеи) Рембрандт изображает именно тот момент, когда Далила совершает предательство - открывает тайну Самсона его врагам. Выразительна композиция картины. Самсон, освещенный лучами утренней зари, спит, доверчиво склонив голову на колени сидящей Далилы. За ее спиной возникает огромная фигура одного из врагов Самсона, на темном фоне - силуэт другого воина. Далила рукой показывает на волосы Самсона. Прямолинейность раскрытия темы, резкая контрастность светотени характерны и для этого произведения Рембрандта.
К работам, в которых делается попытка постичь психологию человека, совершившего бесчестный, позорящий его поступок, относится картина «Иуда возвращает тридцать сребреников» (1629 г., Йоркшир, частная коллекция). Иуда изображен стоящим на коленях в позе величайшего волнения и раскаяния. Он только что бросил на пол полученные от первосвященников деньги, что привело их в полное смятение.
Эту картину высоко оценил большой знаток искусства - поэт, секретарь Государственного совета Голландии Константин Хейгенс. Узнав о молодом художнике и его растущей популярности, он специально приехал в Лейден, навестил Рембрандта в его убогой мастерской - в старом сарае, приобрел эту картину и много способствовал популяризации творчества молодого мастера.
К.Хейгенс писал о Рембрандте, что тот «замкнулся в своем творчестве; он любит все помещать на небольших картинах и дает сгусток впечатлений... который мы напрасно стали бы искать в более обширных по размерам вещах его товарища». А вот что говорит К.Хейгенс в своих воспоминаниях о картине «Иуда возвращает тридцать сребреников»: «Она выдерживает сравнение со всем, что породила Италия или античность. Всей изысканности прошлых веков я противопоставляю полное отчаяния поведение Иуды, - не говоря уже об изумительном количестве заключающихся в этой картине образов, -
Иуды, неистовствующего, стенающего, молящего о прощении без надежды получить его и все же сохраняющего на своем ужасном лице проблески надежды. Его волосы торчат растерзанными пучками, одежды разорваны, он ломает руки, вывертывая их, его пальцы сцеплены до крови, колена подкошены в безумном порыве, все тело скорчено с жестокостью, которая внушает жалость. И, пораженный, я свидетельствую, что ни Протогену, ни Апеллесу, ни Паррасию не пришло бы на мысль то, что задумал юноша, голландец, мельник безбородый, сумевший соединить и выразить в фигуре одного человека не только детали, но и целое.
Слава тебе, мой Рембрандт! Заслуги греков, принесших сокровища Азии на голову Италии, не могут сравниться с деяниями юного голландца, стяжавшего все лавры Эллады и Рима...».
Эта характеристика картины не лишена преувеличений. Но она свидетельствует, что К.Хейгенс правильно уловил великое дарование Рембрандта, проявлявшееся уже в его первых работах, где он еще не достиг зрелого мастерства.
стр 1 -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4 -
стр 5 -
стр 6 -
стр 7
|