Еврейская невеста, 1665
|
|
Семейный портрет, 1666-68
|
|
Пир царя Валтасара, 1635
|
|
|
Давид и Урия, 1665
|
|
|
|
Христос в Эммаусе, 1648
|
Рембрандт Ван Рейн, сын мельника. Часть пятая
По характеру исполнения к этому произведению близка другая ранняя работа Рембрандта - «Меняла» (1627 г., Берлин-Далем, государственные музеи). Здесь изображена фигура ростовщика (портретное сходство с отцом художника), рассматривающего монету при свете свечи. Резкая контрастность светотени снова заставляет вспомнить Караваджо. В этой работе художник тщательно выписывает детали лица, одежды, обстановки. Толстые книги - счета в хаотическом беспорядке окружают менялу. Предметы переднего плана одинаково ярко освещены. Обилие всякого рода документов говорит о бурной деятельности менялы. Художник пока что еще ищет наиболее выразительные приемы живописи. Вместе с тем сам сюжет картины свидетельствует о том, что юный мастер задумывается над социальными проблемами.
Произведения Рембрандта на известные библейские сюжеты дают материал для размышлений о нравственных и эстетических идеалах художника. Интересна серия работ, посвященных взаимоотношениям библейских героев Давида и Саула. Юный Давид, босоногий пастух, вооруженный только пращой, совершил подвиг, одолев великана Голиафа, закованного в латы. Метко, с помощью праща посланным в его лоб камнем Давид сбил богатыря с ног и, подбежав к поверженному противнику, его же мечом отрубил ему голову. Своим подвигом Давид обеспечил победу войску царя Саула.
На картине «Давид представляет голову Голиафа» (1625 г., Базель, Музей искусств) изображен маленький, стоящий на коленях Давид с огромной головой Голиафа перед благосклонно внимающим ему царем. Разницу в социальном положении Саула и Давида художник подчеркивает не только одеждой, но и самой композицией, разным размером фигур: царь изображен крупно, стоящим в центре, на возвышении, Давид - смиренно коленопреклоненным.
Юный мастер еще только осваивает искусство светотени. Одинаково ярко освещены и царь, и лошадь в левой части картины, и яростно лающая собака. Это только первые подступы к тому высокому мастерству, которым художник овладеет в дальнейшем.
Сюжет, раскрывающий историю взаимоотношений Саула и Давида, Рембрандт использовал и в ряде других картин.
Приблизив к себе Давида и назначив его военачальником, Саул вскоре заметил, что народ полюбил юного героя. И тогда властелин воспылал завистью и злобой.
В центре картины «Давид, играющий на арфе перед Саулом» (ок. 1630-1631 гг., Франкфурт-на-Майне, Штеделевский художественный институт) изображен величественный Саул. В нижнем углу - маленький, скрывающийся за арфой Давид. Царь крепко сжимает в руке копье, которое он через несколько мгновений метнет в Давида, пытаясь убить его.
Эти сюжеты свидетельствуют о горьких размышлениях Рембрандта о всесилии деспотической власти и беспомощности простого человека, о неблагодарности, жестокости власть имущих и благородстве представителей народа. В дальнейшем с этой жестокостью он столкнется сам, и его заслуги в искусстве будут надолго забыты бюргерской Голландией того времени.
Изображение людей в моменты острого переживания, когда наиболее полно проявляется их сущность, продолжает привлекать Рембрандта. Характерна в этом отношении картина, созданная Яном Ливенсом при участии Рембрандта, «Ассур, Аман и Эсфирь» (1626 г., Северная Каролина, Музей искусств). Согласно легенде, жена персидского царя Ассура Эсфирь узнала о преступном замысле царедворца Амана. Пригласив царя и Амана на пир, она в яркой обвинительной речи изобличила царедворца, и Аман был казнен. Три действующих лица изображены в картине сидящими за столом. Эсфирь заканчивает обвинительную речь и указывает пальцем на Амана, Ассур в гневе сжимает кулаки и готов немедленно наброситься на виновника. Аман поднял правую руку, как бы защищаясь.
Подчеркнутая жестикуляция, ярко выраженная аффектация сцены, типичные для ряда работ раннего Рембрандта, в полной мере прослеживаются и здесь.
Как уже было сказано, в Голландии, вступившей на путь капитализма, интенсивное развитие получили наука, литература, искусство. Особый интерес проявлялся к интеллектуальной деятельности. Рембрандт еще в лейденский период создает произведения, в центре которых ученые, мыслители.
В картине «Беседа мудрецов» (1628 г., Мельбурн, Национальная галерея) два пожилых человека оживленно о чем-то говорят. Чувствуется - это горячий, принципиальный спор. Обстановка комнаты, в которой происходит беседа - большие раскрытые книги, рукописи, - свидетельствует о стремлении этих людей найти истину.
В другой работе - «Ученый за столом» (1628 г., Лондон, Национальная галерея) изображается фигура мыслителя на фоне огромного, ярко освещенного окна...
стр 1 -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4 -
стр 5 -
стр 6 -
стр 7
|