Еврейская невеста, 1665
|
|
Семейный портрет, 1666-68
|
|
Пир царя Валтасара, 1635
|
|
|
Давид и Урия, 1665
|
|
|
|
Христос в Эммаусе, 1648
|
Рембрандт Ван Рейн, сын мельника. Часть третья
Вполне возможно, что Рембрандт был знаком с передовыми философскими воззрениями его времени. Наиболее прогрессивным мыслителем эпохи был английский философ-материалист Фрэнсис Бэкон (1561-1626). В трактате «Новый органон» (1620) Бэкон развил свою концепцию роли науки в жизни человечества. Несмотря на некоторую непоследовательность воззрений автора, на присутствие в трактате теологических идей, его мысли не могут не поражать своей трезвостью и глубиной. Бэкон утверждал, что наука призвана увеличивать власть человека над природой, помогать ему постигать истинные причины и взаимосвязь явлений.
Французский философ, значительную часть своей жизни проведший в Нидерландах - Рене Декарт (1596-1650) развил в своих исследованиях многие идеи Ф.Бэкона. Он также основную задачу науки видел в постижении тайн мироздания, в открытии законов, которые могут быть использованы человеком для усовершенствования природы.
Пожалуй, не будет слишком большой смелостью утверждать, что Рембрандт придерживался сходных взглядов. Во многих его произведениях - портретах ученых, философов, передовых деятелей эпохи - прославляется дерзость человеческой мысли, гордость за человека, вступившего в единоборство с силами природы. Острый и наблюдательный ум художника анализировал сложные и далеко еще не до конца познанные явления жизни.
Невиданно высокими темпами шло развитие капиталистических отношений в Голландии. Это налагало свою печать на все области культуры. С другой стороны, в искусстве чувствовалось сильное влияние мастеров эпохи Возрождения.
Эта эпоха (ее хронологические рамки: XIV-XVI вв. - в Италии, XV-XVI вв. - в других странах) была великим шагом в развитии человеческой культуры.
Искусство Возрождения знаменует собой резкий переход от средневековой схоластики к реалистическому изображению человека с его раскрепощенным самосознанием, с его стремлением к полнокровности земного бытия. Разбуженный интерес к прекрасному повлек за собой углубленное изучение античного культурного наследия.
В изобразительном искусстве на смену еще недавно занимавшей главное место иконе с ее статичными изображениями святых приходят произведения с реалистическими образами, полными духовной и физической силы. Хотя нередко эти произведения создаются на библейские и мифологические сюжеты, главное в них - воспевание человеческой красоты, ума, гармонии человека и природы. Наиболее совершенно принципы искусства эпохи Возрождения выразились в произведениях великих итальянцев - Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне, Тициана, Корреджо.
Рембрандт не был в Италии. Но он изучал произведения великих мастеров этой страны по гравюрам, слепкам, копиям и подлинникам картин, которые ему удалось собрать в своей коллекции в 30-х годах и тех, что он видел в других собраниях. Рембрандт воспринял в творчестве итальянских мастеров гуманистические начала, активное отношение к жизни, протест против жестких рамок, против ограниченности живописи средневековья.
В то же время Рембрандту-художнику, познавшему противоречия жизни, в принципе были чужды идеи уравновешенности, полной гармонии мира, нашедшие отражение в произведениях мастеров Высокого Возрождения.
Известное влияние на Рембрандта оказал зародившийся в конце XVI века стиль барокко. Но Рембрандту был близок не изысканно-пышный придворный и церковный барокко с его театральностью, декоративной изощренностью, идеализацией образов, отвлеченной символикой, а так называемый стиль низового барокко, для которого характерны динамизм, подчеркнутая выразительность движения изображаемых лиц, непринужденная свобода мазка.
Рембрандт был в известной мере поклонником творчества итальянского живописца Микеланджело Меризи да Караваджо (1573-1610), основоположника реалистического направления в европейской живописи XVII века. Принципу идеализации образа Караваджо противопоставил выразительность и точное соответствие изображаемой модели. Убедительная характеристика персонажей Караваджо в огромной мере усиливается с помощью мастерского использования светотени.
Он, как правило, ярко освещал передний план картины и создавал густой темный фон, что вызывало у зрителя впечатление эмоциональной напряженности. Учитывая этот прием, широко применявшийся Караваджо, Рембрандт развил и по-своему переосмыслил идею использования света. Он превратил светотень в одно из важнейших средств раскрытия содержания произведений.
стр 1 -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4 -
стр 5 -
стр 6 -
стр 7
|