Еврейская невеста, 1665
|
|
Семейный портрет, 1666-68
|
|
Пир царя Валтасара, 1635
|
|
|
Давид и Урия, 1665
|
|
|
|
Христос в Эммаусе, 1648
|
Рембрандт Ван Рейн, сын мельника. Часть седьмая
В плане переосмысления известных и многократно использованных в живописи мифологических сюжетов интересна картина Рембрандта «Андромеда» (1631 г., Гаага, Маурицхейс).
Миф об Андромеде восходит к глубокой древности. На Эфиопию напало чудовище, пожирающее людей. В жертву ему была отдана красавица Андромеда, дочь эфиопского царя Кефея. Андромеду приковали к скале. Но ее спас Персей. Он убил чудовище и женился на Андромеде.
К этой романтической истории обращались многие авторы. Ее эпизоды запечатлены на дошедших до нас античных вазах, фресках, им посвящены полотна художников. Большинство авторов останавливали свое внимание на эпизоде освобождения Андромеды Персеем, показывали торжество любви. Именно так представлен сюжет мифа и в картине Рубенса (1577 -1640) «Персей и Андромеда» (Ленинград, Государственный Эрмитаж), созданной всего за 10 лет до произведения Рембрандта. Рубенс изображает Андромеду прекрасной женщиной, рядом - ее спаситель Персей, прилетевший на крылатом коне Пегасе. У ног победителя убитое чудовище.
Всюду амуры - вестники любви. Созданию впечатления полного счастья и радости способствует яркий, солнечный колорит картины.
Совершенно иной момент выбирает Рембрандт. В центре его произведения - одинокая Андромеда. Ее высоко поднятые руки прикованы к скале. Андромеда безнадежно смотрит вдаль, у нее измученный, страдальческий вид. Полуобнаженное тело беспомощно свисает над пропастью. Художник таким образом раскрывает состояние женщины, безвинно обреченной на тяжелые испытания. Эта тенденция проявляется у него и в ряде других произведений.
В лейденский период Рембрандт упорно работает в области гравюры, особенно офорта. Он тщательно изучает искусство гравюры великого немецкого художника Альбрехта Дюрера (1471-1528), беря на вооружение наиболее совершенные приемы. В личной коллекции Рембрандта, которую он создал в 30-40-е годы, имелись рисунки и гравюры этого автора. Они отличались реалистическим изображением окружающего мира, ясностью и четкостью линий, мастерским использованием средств светотени. Дюрер часто обращался к сценам народной жизни. Характерны в этом отношении гравюры «Три крестьянина» (ок. 1497), «Пляшущие крестьяне» (1514) и др.
Технике офорта Рембрандт учится также у французского гравера и рисовальщика Жака Калло (1592/93-1635). При работе над офортом Ж.Калло, в частности, использовал повторное травление, что давало возможность добиваться большей тонкости светотеневых переходов. Рембрандт широко пользовался и этим и другими приемами. В дальнейшем травление медной пластинки с изображением рисунка он проводил 5-6 раз и более.
Развивая принципы гравюры, разработанные его предшественниками, Рембрандт достиг непревзойденного мастерства в этом виде искусства.
Калло наряду с произведениями на библейские и мифологические темы создал большую серию офортов и рисунков, где запечатлены крестьяне, нищие, калеки. Если у Калло конкретность тонко подмеченных деталей сельской жизни сочеталась с гротескным, порой фантастическим преувеличением, то у Рембрандта рисунки и офорты на бытовые темы отличались исключительной точностью и психологической выразительностью.
Свои рисунки художник выполняет с натуры, достоверно, глубоко реалистически раскрывая образы простых людей тогдашней Голландии.
После войны Лейден, как и другие города Голландии, наводняют инвалиды, разорившиеся крестьяне. Рембрандт во многих своих офортах изображает обездоленных. Среди работ 1629-1631 годов офорты «Нищий с деревянной ногой», «Нищий с рукой на перевязи», «Нищий, опирающийся на палку», «Нищий в высокой шапке, опирающийся на палку», «Нищий и нищенка, беседующие друг с другом», «Крестьянин в лохмотьях с руками за спиной», «Нищий на пригорке», «Нищий с протянутой рукой» и т.д. Внимание и сочувствие к трудящимся, беднякам проходит красной нитью через творчество художника на протяжении всей его жизни.
Таким образом, в лейденский период Рембрандт овладевает основами техники живописца и гравера, творчески осваивает традиции мастеров прошлого и современников. На первый план в своих произведениях он выдвигает человека с его переживаниями и раздумьями. Работы этого периода во многом еще носят характер творческих исканий. Но в них уже проявляется могучий талант художника, с огромной силой раскрывшийся в последующие годы.
стр 1 -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4 -
стр 5 -
стр 6 -
стр 7
|