Портрет Хендрикье Стоффельс, 1659
|
|
Портрет сына Титуса, 1657
|
|
|
Автопортрет с Саскией на коленях, 1635
|
|
|
|
Портрет Яна Сикса, 1654
|
Гледис Шмитт. "Рембрандт". Роман-биография. Часть 20
Да, это было немыслимо, но и обойтись без этого было трудно: у старой Ребекки была привычка соваться в разговор с неуместными замечаниями, а отношения между учеником и сыном художника всегда отличались отчужденностью и холодностью. И хотя Рембрандт в конце концов выторговал у Корнелии согласие на пирог с мясом и затейливый салат, хотя на стол были поставлены хорошие оловянные тарелки и постелена лучшая скатерть, настроение у всех было отнюдь не праздничное. Сам художник испытывал опасения, Ребекка волновалась, Корнелия постаралась привести себя в самый непривлекательный вид, тогда как Арт, по той же самой причине, нарядился как можно великолепнее: на нем были камзол и штаны цвета королевской синьки, в которых он не щеголял с тех самых пор, как превратился из дордрехтского аристократа в амстердамского ученика.
Если Арт возымел намерение затмить Титуса, то он мог и не давать себе столько труда. Хоть Титус явился в том самом костюме цвета бордо, в котором венчался, выглядел он не то что на десять, а на целых двадцать лет старше ученика: впалые щеки, заострившийся нос, бескровные губы. После женитьбы он стал еще апатичнее, и только возбуждение при мысли о возможности что-нибудь продать первому среди итальянских коллекционеров выводило его из состояния полного безразличия. Румянец оживлял его усталое лицо лишь тогда, когда речь заходила о том, что Медичи редко дают за картину меньше пятисот флоринов, или о том, что этот возможный покупатель, человек весьма набожный, захочет, вероятно, приобрести одно из полотен на библейские сюжеты. «Уж не болен ли он?» - спросил себя художник, усаживая сына во главе стола, между собой и Корнелией. Нет, не похоже. Видимо, слишком переусердствовал с Магдаленой.
- Над чем ты сейчас работаешь, отец?
- Над портретом госпожи де Барриос. Он почти закончен.
- Мне хотелось бы взглянуть на него.
- Как! Вы его еще не видели? - вмешался Арт де Гельдер.
- Но ведь портрет находится не здесь. Я полагал, что отец работает над ним у де Барриосов на Бреестрат.
- Верно, но они охотно разрешают его смотреть, - возразил ученик. - Я, например, побывал там уже два раза.
- Кроме портрета госпожи де Барриос я пишу «Лукрецию» и «Поругание Христа», - сказал Рембрандт, стараясь отвлечь внимание от выпада Арта.
- Что бы ни говорила госпожа Лингелбах, а самое лучшее в пироге с мясом - это почки, - вставила старая Ребекка. - Мясной пирог без почек - не еда.
- Совершенно верно, госпожа Виллемс. Полностью с вами согласен, - поддакнул Арт. - «Поругание Христа» - настоящее чудо, а «Лукреция» выглядит так, словно все краски в ней смешаны с золотом.
- Она закончена? - осведомился Титус. - Мне кажется, такая вещь может заинтересовать герцога.
- Нет, она не совсем завершена. Правда, учитель? Вы же сами говорили вчера, что собираетесь поработать еще над платьем и драпировкой.
Рембрандт кивнул ученику, и, вероятно, слишком сухо, о чем тут же пожалел: от молодых трудно ожидать, что они сумеют скрыть свою ревность или преданность. Кроме того, художника глубоко трогало неумение молодого аристократа из Дордрехта казаться веселым на маленьких празднествах, которыми Корнелия отмечала очередную продажу. В такие дни Арт ел, как плакальщик на поминках, едва притрагиваясь к пище и всем своим видом показывая, что предпочел бы вернуть картину обратно и жить на хлебе с селедкой.
- Знаете, ваша милость, Хинкели купили еще одну корову, - объявила старая Ребекка.
- В самом деле? Это будет очень удобно для нас, - отозвалась Корнелия. - Все молоко они сами не выпьют, значит, остатки будут продавать нам по сходной цене.
Девушка сказала это с не по годам взрослым видом, который позабавил и восхитил ее брата. Он рассмеялся своим прежним полувеселым, полунасмешливым смехом и, протянув руку, ласково потрепал сестру по пышным волосам.
- Смотрите-ка! Она уже стала хозяйкой, да еще какой прижимистой! - сказал он. - Рано же она научилась женскому ремеслу. Значит, скоро сбежит из дому и выйдет замуж.
- Я? - с холодным достоинством бросила она, отстраняясь от Титуса. - Пока я нужна отцу, я никуда не уйду.
читать далее »
стр 1 »
стр 2 »
стр 3 »
стр 4 »
стр 5 »
стр 6 »
стр 7 »
стр 8 »
стр 9 »
стр 10 »
стр 11 »
стр 12 »
стр 13 »
стр 14 »
стр 15 »
стр 16 »
стр 17 »
стр 18 »
стр 19 »
стр 20 »
стр 21 »
стр 22 »
стр 23 »
стр 24 »
стр 25 »
стр 26 »
|