На главную
Рембрандт
"Я всю жизнь во всем искал естественность природы, никогда не увлекался ложным блеском форм. Художника делает великим не то, что он изображает, а то, насколько правдиво воссоздает он в своем искусстве природу. Жизнь - это все для меня..."

Биография    
    Статьи
    Портреты
    Автопортреты       
    Мифология    
    Графика
    Жанры
Сын мельника    
    Нищета
    Счастье
    Нет традициям       
    Новые этапы    
    Бедность
    Итоги

Книжки о Рембрандте:   Г.Д.ГулиаГ.ШмиттА.КалининаТ.ФрисГ.НедошивинЭ.Фромантен

Хендрикье
Портрет
Хендрикье
Стоффельс, 1659


   
Сын Рембрандта
Портрет сына
Титуса, 1657


   
   
Автопортрет с Саскией
Автопортрет
с Саскией
на коленях, 1635

   

   
Ян Сикс
Портрет Яна
Сикса, 1654


Гледис Шмитт. "Рембрандт". Роман-биография. Часть 20

Учитель и ученик были настолько поражены, что так и остались стоять на противоположном конце комнаты, но Титус, привыкший к чудачествам выгодных покупателей и, видимо, предупрежденный картографом Блау, чего можно ожидать от герцога, приблизился к нему с заученной любезностью.
- Это зависит от того, что нравится вашему высочеству, - сказал он. - Мы счастливы, что можем предложить вашему высочеству большой и разнообразный выбор. Быть может, что-нибудь на сюжет из Нового завета? Не соблаговолит ли ваше высочество взглянуть вот на это превосходное «Поругание Христа»?
Герцог шагнул вперед, но остановился на изрядном расстоянии от картины, словно его отпугивал сам запах краски. Он поглядел, вздохнул, повертел медальон со святой Екатериной и покачал головой.
- Нет, только не из Нового завета. Это, вероятно, нехорошо.
- Нехорошо, ваше высочество? Но это же превосходное полотно, написанное искусным мастером, который занимается живописью больше сорока лет.
- Я имел в виду не то. Я хотел сказать, что у вас протестантская страна. В картине может скрываться нечто еретическое и даже кощунственное. Не знаю, как быть. Мне надо бы посоветоваться со своим духовником, а его здесь нет. Покажите что-нибудь другое.
- Не угодно ли что-нибудь в античном вкусе, ваша светлость? Картина еще не готова, но я уверен, что мой отец за день или за два закончит для вас эту великолепную «Лукрецию».
Герцог встал перед трагически хрупкой фигурой, сжимавшей в руке обнаженный кинжал, посмотрел на мерцающие золотые и коричневые тона и скорчил гримасу. Возможно, он вспомнил о своей молодой жене, французской принцессе, которая сбежала от него и заперлась в уединенном замке, угрожая, что запустит ему в голову молитвенником, если он последует за ней; возможно, само богатство фактуры и красок шокировало его набожную душу.
- Нет? - осведомился Титус с неистощимой предупредительностью торговца. - Тогда, быть может, голову Христа? Тут их несколько, и это только головы, так что никаких догматических осложнений не возникнет.
Козимо Медичи дважды прошел мимо картин, глядя на них через плечо.
- Почему это у него, - спросил он, словно Рембрандта не было в комнате, - наш спаситель и владыка всегда получается похожим на еврея?
- Потому что Христос был им, - отпарировал Арт де Гельдер, не в силах больше сдерживаться.
- Да, действительно был, - согласился герцог, не поворачиваясь к говорившему. - Но я не вижу нужды все время напоминать об этом. В наших краях, у наших художников, он выглядит не евреем, а сыном божиим.
- Быть может, вашему высочеству больше понравится один из этих замечательных автопортретов? - продолжал Титус. - Здесь их выставлено десять, а если вашему высочеству угодно, мы принесем еще несколько.
- Нет, не приносите. Достаточно этих. - Видимо, герцога утомляла даже мысль о том, что придется смотреть новые полотна. - Я, пожалуй, возьму вот этот, - объявил он, останавливаясь у портрета, сделанного вскоре после встречи с Саскией. - Впрочем, нет, лучше вон тот. - Герцог скользнул глазами по автопортрету, сверкавшему великолепием и самонадеянностью счастливых годов. - Нет, пожалуй, вот этот.
Итальянец безвольно взмахнул рукой, указывая на более сумрачный портрет, и жест этот, презрительный и I вместе с тем растерянный, сделал его до странности похожим на хозяйку, которая зашла к зеленщику и не может решить, какой из трех кочнов капусты лучше. - Вашему высочеству нелегко сделать выбор: все эти три полотна - выдающиеся произведения, - сказал Титус, и солгал, притом вполне сознательно: уж он-то знал, что эти автопортреты далеко не самые лучшие. - Быть может, в таком случае ваше высочество возьмет две, а то и все три вещи?
- Нет. Одну. - Герцог бросил это так отрывисто и холодно, что художник покраснел за сына. - Три - это слишком монотонно. Кому интересно видеть одно и то же лицо в трех копиях?
- Как угодно вашему высочеству.
- Мне угодно получить вот этот, - решил герцог и постучал костлявыми пальцами по углу сумрачного портрета. - Теперь насчет цены. Он какой - большой, маленький, средний?
- Я полагаю, средний, ваше высочество. Но он написан весьма тщательно.  читать далее »

стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 » стр 7 » стр 8 » стр 9 » стр 10 » стр 11 » стр 12 » стр 13 » стр 14 »
стр 15 » стр 16 » стр 17 » стр 18 » стр 19 » стр 20 » стр 21 » стр 22 » стр 23 » стр 24 » стр 25 » стр 26 »


Гледис Шмитт. "Рембрандт". Исследование жизни и творчества Рембрандта » предисловие »



Книга первая:

Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Часть четвертая


Книга вторая:

Часть пятая
Часть шестая
Часть седьмая
Часть восьмая


Книга третья:

Часть девятая
Часть десятая
Часть одиннадцать
Часть двенадцать


Книга четверая:

Часть тринадцать
Часть четырнадцать
Часть пятнадцать
Часть шестнадцать


Книга пятая:

Часть семнадцать
Часть восемнадц
Часть девятнадц
Часть двадцатая



Художник Рембрандт Харменс Ван Рейн. Картины, рисунки, критика, биография
Rembrandt Harmens van Rain, 1606-1669   www.rembr.ru   e-mail: help(a)rembr.ru