Софониба принимает чашу с ядом, 1634
|
|
Мужчина со шляпой, 1635
|
|
|
Даная, 1647
|
|
|
|
Даная, деталь
|
Гледис Шмитт. "Рембрандт". Роман-биография. Часть 11
- Разве вы не отпраздновали новоселье?
- Новоселье? Здесь? О нет. - Саския взяла руку Тюльпа и легонько потерлась о нее щекой. - Вы же понимаете: мы не могли устроить новоселья и не пригласить вас. Нет, мы ничего не устраивали - мы ждем, до сих пор ждем.
- И чего же вы ждете? - спросил врач, осторожно опускаясь на новый зеленый бархат. Дай бог, чтобы они ждали не ребенка - еще одного обреченного ребенка!
- Как-чего? Окончания картины, военной картины. Первый же вечер, который мы устроим тут, будет дан в ее честь. Это будут все равно что крестины - мы созовем всех друзей и заказчиков. Тяжелая работа кончится, и останется только есть, пить да веселиться. С Рембрандтом об этом сейчас лучше не заговаривать: каждую свободную минуту он проводит на складе - работает там над картиной и, даже приходя сюда, так занят своими мыслями, что не слышит и половины того, что ему говорят.
- А вы тем временем, наверно, хлопочете по дому?
- По правде говоря, я делаю не очень много: за что бы я ни взялась, от меня больше вреда, чем пользы. Я, того гляди, испорчу что-нибудь ценное, и если я до сих пор ничего не натворила, то лишь благодаря госпоже Пинеро: она всегда успевает остановить меня, прежде чем я сделаю роковую ошибку.
- Может быть, вам следует подыскать более опытных служанок?
- Конечно, следует, но хорошие служанки стоят дорого, а Рембрандт и без того тревожится, что мы слишком много тратим в последнее время. И, право, тревожится с полным основанием: как ни повернись, все оборачивается расходами.
- Например, история с вашим кузеном Хендриком.
- Ну, это еще пустяки. Мне иногда кажется, что картина обойдется мужу дороже, чем он за нее получит. Ему приходится снимать склад: полотно слишком велико, и над ним нельзя работать ни в каком другом месте, даже здесь. А пока он занят им, у него почти не остается времени на остальное. А тут еще ученики. Мы думали, что теперь, когда они живут с нами и он повысил плату, занятия с ними станут для него гораздо выгоднее, но доход от них получается до смешного малый. За ними надо убирать наверху, и Рембрандт следит, чтобы их кормили лучше, чем ест он сам, а у нас не хватает даже на оплату счетов. В прошлом месяце, и в позапрошлом, и в этом пришлось опять тронуть мои деньги - он все еще называет их моими...
Тюльп поднял руку - не столько отгоняя муху, с жужжаньем влетевшую в окно, сколько заслоняясь от простодушного взгляда Саскии: он не хотел, чтобы она увидела тревогу, которая, несомненно, отразилась на его лице. Поэтому он искренне обрадовался, когда тишину нарушили далекий скрип ключа в замке и громкий стук.
- Вот и Рембрандт, - объявила Саския, встряхнув кудрями. - Не говорите ему, что я велела Мартье вымыть гипсовую статую, хорошо? Ему не нужно об этом знать.
Хозяин дома вошел с таким мрачным видом, что опасения Саскии показались Тюльпу совершенно неуместными - Рембрандта вряд ли могла сейчас интересовать гипсовая статуя.
- Я догадался, кто пришел. Я увидел в приемной шляпу и сообразил, что это вы, - сказал художник, подходя к врачу и пожимая ему руку.
- Боюсь, что я не ко времени.
- Вздор! Вы же знаете: я всегда рад видеть вас, даже теперь, когда не скажу того же никому другому.
- Что? Дело плохо? - спросила Саския.
- Плохо? Никуда не годится. Все погибло. - Рембрандт швырнул на стол взмокший от пота камзол с серебряными пуговицами и повернулся к врачу. - Пропала, начисто пропала тысяча флоринов. О процентах я уж не говорю.
- Я знаю. Саския рассказала мне. Значит, ничего спасти не удалось?
- Я мог бы спасти двести флоринов, но для этого надо быть последней собакой. Я взял их и на обратном пути отдал Хендрику - это все, что есть у бедняги. Нельзя же оставить друга без гроша, верно? В конце концов, ему тоже надо кормиться и платить за жилье.
Доктор только поджал губы и покачал головой.
- Черт побери! - выругался Рембрандт, безуспешно пытаясь прихлопнуть летавшую вокруг муху. - Я сейчас не в том положении, чтобы мириться с такой крупной потерей. Куда уходят деньги - не имею представления, но они беспрерывно уходят. Дело не в доме - я твердо знаю, мы могли себе позволить его, но я должен перестать покупать картины и древности. Больше никаких таких штук для меня, никакого жемчуга и мехов для тебя, любовь моя, - во всяком случае, до окончания картины.
читать далее »
стр 1 »
стр 2 »
стр 3 »
стр 4 »
стр 5 »
стр 6 »
стр 7 »
стр 8 »
стр 9 »
стр 10 »
стр 11 »
стр 12 »
стр 13 »
стр 14 »
стр 15 »
стр 16 »
стр 17 »
стр 18 »
стр 19 »
стр 20 »
стр 21 »
стр 22 »
стр 23 »
|