Рембрандт. Автопортрет, 1656
|
|
Святое семейство и ангелы, 1645
|
|
|
Семейный портрет, 1666-1668
|
|
|
|
Жертвоприношение Авраама, 1635
|
Георгий Дмитриевич Гулиа. Рембрандт
Ян ван Флит говорил Фердинанду Болу в пивной:
- Наш учитель будет доволен...
- Чем?
- Этого все-таки повесили. Разбойника Адрианса.
- Не слыхал.- Бол отхлебнул пива.- А при чем здесь господин ван Рейн?
Ван Флит удивился:
- Как при чем? Это значит, что дело с групповым портретом врачей пойдет на лад. Говорят, что доктор Тюлп хочет, чтобы гильдия заказала портрет именно нашему учителю.
Бол раздумывал:
- Это крупный заказ. Но учитель сильно рискует.
- Чем?
- Как - чем? Или - или! Или ван Рейн выкупается в лучах славы, или надолго потеряет заказчиков. Богатых заказчиков, разумеется... А кто сказал, что Адрианса повесили?
- Утром я встретил господина Эйленбюрга. Он торопился к доктору, чтобы сообщить ему новость. «Доктору нужен труп»,- сказал Эйленбюрг. И еще одна новость: к Эйленбюргу из Фрисландии приехала двоюродная сестра. Зовут ее Саския. Говорят, богатая невеста.
- Конечно,- сказал Бол,- получить заказ от самого господина Тюлпа и почетно, и выгодно. Если учитель напряжется - а это в его интересах,- то, думаю, создаст нечто. Я очень верю в него. Иногда мне кажется, что возможности его почти безграничны. Он чертовски владеет светом. Откуда только он берет его! Какая-то огненная кисть в его руках. Он кладет на полотно не краску, а кусочки света. Просто удивительно...
Ван Флит был согласен с ним. Он сказал, что надо взять в соображение возраст учителя - всего двадцать пять или двадцать шесть. И он здоровяк к тому же. Можно только предположить, какие чудеса он сможет показать лет через пять. Особенно в офортах. В этой области учитель шагает быстрее, нежели в живописи.
- Я не согласен,- возразил Бол.- В офорте он меньше зависит от заказчиков. В этом секрет... Если он получит заказ врачебной гильдии, то сможет развернуться по-настоящему. Большой заказ - большие возможности.
- Пожалуй,- сказал ван Флит.- И все-таки становится не по себе, когда подумаешь, что произойдет, если господин ван Рейн промахнется.
- Это исключается.
- Что исключается? - Ван Флита крайне удивил уверенный тон молодого товарища.- В искусстве никогда ничего не исключается, Фердинанд.
Бол возразил:
- Но согласись, что это не карточная игра. И не игра в кости. Умение мастера является залогом.
- Залогом чего?
- Как бы это сказать? - Бол подбирал нужное слово, точнее - слова.- Рембрандт ван Рейн уже перешагнул черту. За этой чертой не может быть случайности.
Ван Флит менторски поднял указательный палец:
- А не всегда понятные вкусы господ заказчиков? Ты гарантируешь, что доктор Тюлп или его коллеги будут держаться одного взгляда на картину? А другие? Что скажут эти другие, мнение которых непредсказуемо? Ведь есть еще вкус толстосумов. И вкус мелкого мещанина. И вкус мещанина покрупнее. С этим надо считаться, Фердинанд.
Ван Флит говорил горячо. Бол в конце концов согласился с его доводом. Действительно, подводных камней немало. Но если только обходить их - что станет с искусством? Что?
- А ничего, - равнодушно ответил ван Флит.- Рафаэли останутся, остальные сгинут.
- Вроде бы договорились.- Бол поднял бокал. - За успех учителя!
На Блумграхт явился посланец от доктора Тюлпа. Он сообщил Рембрандту, что труп Адрианса передан в распоряжение гильдии врачей. Доктор Тюлп, извещая об этом художника, предлагает воспользоваться уникальной возможностью и нарисовать натуру. Пока это ни к чему не будет обязывать ни художника, ни гильдию. Переговоры о заказе можно вести одновременно...
- Дело в том,- пояснил молодой ученик доктора Тюлпа,- что труп невозможно сохранять продолжительное время. Так что следует поторопиться.
Рембрандт сказал, что понадобится самое малое дней десять, может и больше.
- Значит, ваша милость собирается провести все сеансы за полмесяца?
Рембрандт подумал. Спросил:
- Где находится труп?
- В университетском подвале.
- Мне надо побывать там... Мне нужен свет. Мне нужен... Да мало ли что еще! Полмесяца - это самый малый срок. Я прошу доктора Тюлпа предоставить мне эту возможность.
Присутствовавшая при разговоре Лисбет вставила словечко:
- Это очень важно, чтобы все обстояло как надо. Молодой посланец не понял ее.
- Труп па столе, - сказал он.
- Я прошу передать доктору Тюлпу мою благодарность,- сказал Рембрандт.- Я завтра же приступлю к работе. Но я прошу меня не торопить... Не торопить - это важно!
- Но, ваша милость, вы должны понять, что труп разлагается...
- Да, разумеется. И тем не менее... Я должен писать с самых разных точек. Ибо я не знаю, как разместится труп на картине.- И добавил с улыбкой: - Если вообще картина состоится.
Содержание:
стр 1 -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4 -
стр 5 -
стр 6 -
стр 7 -
стр 8 -
стр 9 -
стр 10 -
стр 11 -
стр 12 -
стр 13 -
стр 14 -
стр 15 -
стр 16 -
стр 17 -
стр 18 -
стр 19 -
стр 20 -
стр 21 -
стр 22 -
стр 23 -
стр 24 -
стр 25 -
стр 26 -
стр 27 -
стр 28 -
стр 29 -
стр 30 -
стр 31 -
стр 32 -
стр 33 -
стр 34 -
стр 35 -
стр 36 -
стр 37 -
стр 38 -
стр 39 -
стр 40 -
стр 41 -
стр 42-
стр 43 -
стр 44 -
стр 45 -
стр 46 -
стр 47 -
стр 48 -
стр 49 -
стр 50 -
стр 51 -
стр 52 -
стр 53 -
стр 54 -
стр 55 -
стр 56 -
стр 57 -
стр 58 -
стр 59 -
стр 60 -
стр 61 -
стр 62 -
стр 63 -
стр 64
|
|