Георгий Дмитриевич Гулиа. Рембрандт
- Ваша милость, я с вами вполне согласен. Мои пятьдесят флоринов в вашем распоряжении.
- Доктор Калкун, я попрошу вас переговорить с остальными. Вот список.
Тюлп достал с этажерки небольшой лист плотной бумаги и передал собеседнику. Тот внимательно прочитал список.
- Здесь десять фамилий, ваша милость.
- Неважно. Кто-то, возможно, отпадет. По той или иной причине.
- Пожалуй...
- Я попрошу, доктор Калкун, не очень тянуть с этим. Если будет полное согласие, я начну разговор с ван Рейном, чтобы все окончательно решить. Лично я уже решил. Так и передайте коллегам. Можете сказать и о моих сомнениях. Впрочем, поступайте как знаете...
Рембрандт показал Лисбет еще четыре этюда с трупа. Бол, присутствовавший при этом, сказал, что его до сих пор подташнивает. Даже при виде этих этюдов.
Лисбет заметила, что мертвый преступник, по-видимому, при жизни был довольно красив. Во всяком случае неплохо сложен.
- Не то слово! - воскликнул Рембрандт.- Это был воистину красивый мужчина. Великолепная особь, достойная восхищения. Но вот задача: откуда у него такая ярость, беспощадность, злодейство?! Он мог не моргнув глазом задушить кого угодно. Посмотрите па его руки. В них огромная силища. Не руки, но тиски, в которых можно гнуть железо.
Лисбет обходила поставленные на стулья этюды. На одном труп был написан наискосок, по диагонали - справа налево. На другом - наоборот, слева направо. То ногами вперед, то головой. На последнем, четвертом этюде левая рука была обнажена до локтя, попросту говоря, с нее была содрана кожа. Рембрандт так ее высветил, что можно было изучить каждую жилку.
Бол сказал, что с трудом наблюдал, как доктор Хартманс оголял руку, а другой копошился в мышцах.
- Бол! - сказал ему Рембрандт.- Не будь таким неженкой. Может, и тебе придется писать какого-нибудь доктора с трупом.
- Никогда! - крикнул Бол.
Лисбет сказала, что, наверное, придется покончить с трупом, потому что этюдов набралось более двадцати. Однако брат ее был чем-то недоволен.
- Мне нужен свет. Свет с этого угла,- сказал он, показывая па левый верхний угол этюда.- Доктор Тюлп медлит с заказом, а мне хотелось бы поскорее усадить докторов вокруг стола.
- Ты хочешь сказать, Рембрандт, вокруг трупа?
- Разумеется! Доктора за анатомическим столом. У де Кейзера они сидят как на похоронах. С постными лицами. И молчат. Спрашивается: зачем тогда труп?
Бол вернулся и стал спиною к этюдам.
- Послушай, Бол,- обратился к нему Рембрандт.- Что делают врачи за столом? За анатомическим...
- Не знаю. Скорее всего разговаривают...
- О чем?
- О трупе, конечно,- вмешалась Лисбет.
- Умница! - Рембрандт погладил ее по голове.- Конечно, о трупе. Точнее, они рассматривают его. Старший из них - в данном случае Тюлп - что-то рассказывает. Может, о строении тела. Может, о болезни. Но все слушают его. Они не могут, они не должны позировать. Дело важное, серьезное: перед ними труп, это бывает не часто, поэтому надо досконально изучить его. А как ты считаешь, Бол?
Бол наконец пришел в себя, выпив стакан холодной воды.
- Господа заказчики ждут именно своих портретов... Красивых...
- Допустим,- раздраженно сказал Рембрандт.
- Как - допустим? - возразила Лисбет.- Каждый из заказчиков хочет выглядеть на портрете как можно достойнее...
- Что же из этого?
- А ничего! За свои деньги каждый рассчитывает иметь свой портрет, а не портрет трупа.
- Ты так полагаешь?
- Да.
- А ты, Бол?
- Наверное, уважаемая Лисбет права. Зачем они вносят деньги? Затем, чтобы изобразили на портрете его самого как знатную особу.
- На групповом, Бол, на групповом портрете,- перебил его Рембрандт.
- Что с того, что - групповом? Групповой он для нас с вами, учитель, а для каждого из заказчиков - прежде всего его собственный портрет.
Рембрандт прислонился к стене, посмотрел на сестру: что она скажет?
- Бол прав,- сказала Лисбет, оправляя снежно-белый фартук.
- Он повторил твои слова,- нахмурился Рембрандт, кивнув на Бола.
- Это неважно. Мы с ним одного мнения, Рембрандт.
- Ладно,- сказал Рембрандт,- посмотрим, что будет. Мы тут с вами языки чешем, а доктора молчат. Дело может закончиться неожиданно: я напишу этот труп во всех возможных ракурсах... И - всё... Очень даже просто...
Навстречу славе
Наконец-то доктор Тюлп дал знать о себе. Он спрашивал: будет ли господин ван Рейн в ближайшую пятницу вечером у себя дома? Молодой - уже знакомый - посланец добавил:
- У его милости важное предложение.
- Я жду его,- ответил Рембрандт.- Прошу, стаканчик вина.
- Вина нет,- сказала Лисбет,- но есть отличное пиво.
- Благодарю.- Посланец снял шляпу, чтобы откланяться.- Меня ждут в таверне.
С тем он и ушел. Рембрандт был разгневан.
- Что же это такое, Лисбет? - прошептал он, сдерживая себя.- Нет вина? Или нет денег?
- Бол не принес вина.
- При чем тут Бол? Он же не слуга! Лисбет вдруг вспыхнула:
- И я не служанка! Не мое дело следить за погребом.
- А ежели бы приехал сам доктор?
- Я бы и ему предложила пива. Что тут такого? Рембрандт бросился в комнату, служившую ему мастерской. И, кажется, повалил табуретку - грохот раздался на весь дом.
Содержание:
стр 1 -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4 -
стр 5 -
стр 6 -
стр 7 -
стр 8 -
стр 9 -
стр 10 -
стр 11 -
стр 12 -
стр 13 -
стр 14 -
стр 15 -
стр 16 -
стр 17 -
стр 18 -
стр 19 -
стр 20 -
стр 21 -
стр 22 -
стр 23 -
стр 24 -
стр 25 -
стр 26 -
стр 27 -
стр 28 -
стр 29 -
стр 30 -
стр 31 -
стр 32 -
стр 33 -
стр 34 -
стр 35 -
стр 36 -
стр 37 -
стр 38 -
стр 39 -
стр 40 -
стр 41 -
стр 42-
стр 43 -
стр 44 -
стр 45 -
стр 46 -
стр 47 -
стр 48 -
стр 49 -
стр 50 -
стр 51 -
стр 52 -
стр 53 -
стр 54 -
стр 55 -
стр 56 -
стр 57 -
стр 58 -
стр 59 -
стр 60 -
стр 61 -
стр 62 -
стр 63 -
стр 64