Рембрандт. Автопортрет, 1656
|
|
Святое семейство и ангелы, 1645
|
|
|
Семейный портрет, 1666-1668
|
|
|
|
Жертвоприношение Авраама, 1635
|
Георгий Дмитриевич Гулиа. Рембрандт
Бол все еще не может прийти в себя:
- Послушайте, ваша милость, два десятка оболтусов становятся героями. Они воодушевлены. Они горят желанием идти в бой и, если надо, умереть за родину. Ваша милость, они сидят не за бокалами пива, но рвутся в бой. Они - герои. Они - сила народа. А капитан Баннинг Кок? Ведь это же наш Александр Македонский, Ганнибал, Цезарь в Галлии...
- Кстати, капитан сдерживает нетерпение, а может, и гнев стрелков. И еще лейтенант Рейтенберг. Они понимают, с кем имеют дело.
- Это к их чести.
- Доктор Тюлп увещевает каждого, кто осмеливается сказать хоть одно худое слово против ван Рейна. Он благороден. Был и останется таковым.
- И это к его чести, ваша милость. Вы - поэт, и вам понятно многое, что недоступно солдафонам.
Сикс ударил мягкой кожаной перчаткой по ладони. Чайки, кружившие над головой, обратили внимание на этот негромкий хлопок.
- Было бы, конечно, неплохо, господин Бол, если бы вместе со своими товарищами вы незаметно поторапливали мастера. Как бы невзначай. Это для его же пользы.
- Позвольте, ваша милость, торопить того, кто, забыл про все горести, преодолевая все несчастья, день и ночь пишет гигантский холст? Если бы не Титус, учитель вовсе не выходил бы со склада. Он хорошо понимает, что значит эта картина. После «Анатомии» ему надо подниматься еще выше. Не дай бог оступиться!
- Верно, Бол, это было бы смерти подобно.
- Создавший «Анатомию» не должен бояться смерти,- решительно проговорил Бол.
Сикс, этот потомственный амстердамский патриций, улыбнулся улыбкой человека, проникшего во все тайны бытия.
- Запомните, господин Бол, мир ждет от мастера все новых достижений. Не простит топтания на месте. Мир беспощаден. Вы имеете дело не с повседневными булками, без которых человек погибает, но с более тонкой материей: таинственной, великой... Постарайтесь, Бол, чтобы господин ван Рейн поторопился. Время работает против него. Это говорю я, его друг, его почитатель. Если не трудно, передайте ему привет от моей матушки. Она особенно ценит его искусство.
Каллиграф Коппенол - такой милый, добрый толстячок - примчался к Рембрандту поздно вечером. Художник играл с Титусом на ковре, которым был застлан пол. Мальчик ползал. Ползал и господин ван Рейн. Он сказал экономке Геертье Диркс, чтобы пригласила господина Коппенола в детскую.
Ливен Виллемс ван Коппенол не смел перешагнуть через порог. Он с любопытством наблюдал за тем, как ван Рейн дурачится вместе с Титусом.
- Входите, входите, - сказал художник весело. – Этот мальчик любит поваляться вместе со мной. Поглядите, господин Коппенол, как он сейчас взберется ко мне на грудь. Сам влезет. Он сильный.
Коппенол присел на стул, скрестил руки.
- Даже привстал,- сказал каллиграф.
- Он держится на ногах. Правда, не очень уверенно. Геертье Диркс появилась в дверях.
- Поздно,- сказала она.
- Пора спать, что ли?
- Давно пора.
Художник живо вскочил, поднял мальчика, крепко прижал к груди и передал экономке.
- По-моему, мальчик крепкий,- сказал Коппенол.
- Слава богу! Несчастная Саския передала все свои силы этому мальцу. А сама осталась без сил...- Рембрандт внимательно пригляделся к каллиграфу.- Вы что, бежали?
- Нет, торопился. Не могу отдышаться.
- Пойдемте ко мне, милый Ливен, и не смейте более торопиться. У меня не так много друзей - поберегите себя.
В мастерской стоял полумрак. Коппенол скорее угадал, чем увидел, что справа от него на мольберте стоит картина - та самая Даная, которая уже много лет пишется и пишется.
- Вы снова беретесь за нее? - спросил Коппенол.
- Может быть...
- Но ведь она вполне закончена.
- Если бы это так! Я собрал бы на пир всех своих друзей.
- Милый Рембрандт, а вы не хотите спросить, почему я заявился к вам так поздно?
- Разве поздно?
- Разумеется. Одиннадцатый час.
- Я недавно из склада. Эта проклятая картина доконает меня.
- Я как раз по поводу нее.- Коппенол огляделся - нет ли кого в мастерской.
- Что случилось? - Рембрандт подсел поближе к другу.
- Дорогой Рембрандт, сколько вам лет?
- Это важно?
- Да. Очень.
- Тридцать шесть с хвостиком.
- Вы еще не старик, Рембрандт, но молодость давно позади. Седина на висках.
- Что правда - то правда,- живо согласился Рембрандт, не понимая, о чем речь.
- Так вот, Рембрандт, неужели вам надо советовать - даже на правах друга, - что пора взяться за ум?
- Надо,- смеясь подтвердил художник.
- Вы не смейтесь! Я вполне серьезно. В ваши годы пора знать, что с заказчиками надо обходиться осмотрительно, что надо думать о времени, которое течет против нашей воли, и прислушиваться к тому, что говорят...
Содержание:
стр 1 -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4 -
стр 5 -
стр 6 -
стр 7 -
стр 8 -
стр 9 -
стр 10 -
стр 11 -
стр 12 -
стр 13 -
стр 14 -
стр 15 -
стр 16 -
стр 17 -
стр 18 -
стр 19 -
стр 20 -
стр 21 -
стр 22 -
стр 23 -
стр 24 -
стр 25 -
стр 26 -
стр 27 -
стр 28 -
стр 29 -
стр 30 -
стр 31 -
стр 32 -
стр 33 -
стр 34 -
стр 35 -
стр 36 -
стр 37 -
стр 38 -
стр 39 -
стр 40 -
стр 41-
стр 42 -
стр 43 -
стр 44 -
стр 45 -
стр 46 -
стр 47 -
стр 48 -
стр 49 -
стр 50 -
стр 51 -
стр 52 -
стр 53 -
стр 54 -
стр 55 -
стр 56 -
стр 57 -
стр 58 -
стр 59 -
стр 60 -
стр 61 -
стр 62 -
стр 63 -
стр 64
|
|