На главную
Рембрандт
"Я всю жизнь во всем искал естественность природы, никогда не увлекался ложным блеском форм. Художника делает великим не то, что он изображает, а то, насколько правдиво воссоздает он в своем искусстве природу. Жизнь - это все для меня..."

Биография    
    Статьи
    Портреты
    Автопортреты       
    Мифология    
    Графика
    Жанры
Сын мельника    
    Нищета
    Счастье
    Нет традициям       
    Новые этапы    
    Бедность
    Итоги

Книжки о Рембрандте:   Г.Д.ГулиаГ.ШмиттА.КалининаТ.ФрисГ.НедошивинЭ.Фромантен

Рембрандт
Рембрандт.
Автопортрет, 1656


   
cвятое семейство
Святое семейство
и ангелы, 1645


   
   
Семейный портрет
Семейный портрет,
1666-1668


   

   
Жертвоприношение Авраама
Жертвоприношение
Авраама, 1635


Георгий Дмитриевич Гулиа. Рембрандт

Маленький, большеглазый, с остренькой бородкой, доктор Бонус медленно спускался по лестнице. Рембрандт вышел проводить его.
- Нынче прохладно,- сказал Рембрандт,- а вы одеты довольно легко.
- Я никак не могу отвыкнуть от своих португальских привычек, - сказал доктор Бонус. - Здесь на день несколько раз меняется погода. А в Лиссабоне так: летом одевайся по-летнему, зимой - по-зимнему. В дождь не забывай плаща. Амстердам совсем не похож на Португалию. Доктор Бонус полностью согласился с тем, что было определено доктором Тюлпом.
- Сейчас у вашей супруги больше жалоб на недомогание,- добавил он.
- Я и сам вижу, тут что-то не так.
- Не надо преувеличивать, господин ван Рейн. Надо полагаться на природу. Женщина создана, чтобы рожать. Она справится. А мы, разумеется, присмотрим за ней.
Рембрандт вложил в свою левую ладонь плотно сжатый кулак.
- Понимаете, доктор, на сердце не то...
- Что именно?
- Толком и не объясню. Слишком хорошо идут мои дела. Я могу, как это ни странно звучит, сказать, что счастлив. Хотя были невосполнимые потери. Умер отец, а он еще мог бы жить, а я имел возможность больше помогать ему. Умер бедный мой брат Геррит. Говорят, он нашел успокоение. А я? Я даже не смог быть на его похоронах. А потом - мой учитель Ластман. Я тоже слишком поздно узнал о его кончине. Но это дела не меняет. Здесь, на сердце, муторно от всего этого. Только у мольберта прихожу в себя. Саския, скажу откровенно, свет в моем окне. Но как ребенок? Он вроде бы слишком поздно дал знать о себе. Все ли пройдет так, как надо, как это обычно бывает? Судьба уже била меня по затылку. Я никогда не забываю об ее прихотях. Что будет теперь?
Бонус остановился.
- Я не предполагал, что вы такой мнительный. И такой... Как бы это сказать?..
- Такой болван? - подхватил Рембрандт.
- Ну уж вы хватили! Я вовсе не о том. Мне казалось, что вы настоящий испанский бык. Торо - знаете? А у вас вон какие переживания. Да еще в ваши годы.
- На здоровье не жалуюсь, ваша милость, я только говорю, что здесь, в груди, что-то не так. Доктор Бонус зашагал дальше.
- Я не слишком увожу вас от дома?
- Нет, мне полезно проветрить голову.
- Вообще-то, все мы ходим под богом. Хотя господин Тюлп больше уповает на науку. Впрочем, так же, как и я. Ваш покорный слуга тоже испытал неприятные часы, дни, месяцы. Да, да! Когда я приехал сюда, в Амстердам, меня не желали допустить к врачебному цеху. Какой-то Бонус из Португалии! К тому же с претензией на опыт и знания! Вы полагаете, мне было тепло? Мы все люди, и нам присущи общие заботы и общие беды...
- Вот я и спрашиваю себя: все ли пойдет гладко?
- Вы имеете в виду госпожу ван Рейн?
- Да.
- Не будем тревожиться раньше времени. Ей прописаны чудесные снадобья, она не может пожаловаться на неудобства домашние. Будем верить, господин ван Рейн. Верить и надеяться... Что же до вашей работы, я говорю: вам «грозит» большая известность.- Доктор Бонус подмигнул. - Куда больше? Я, кажется, сыт по горло.
- Это только кажется. Вот поживем - увидим. Рембрандт остановился, чтобы распрощаться с доктором.
- Вы лечите, доктор, не только лекарствами. Спасибо на добром слове.
- Желаю вам всяческих благ, господин ван Рейн. Я еще наведаюсь к вам.

Из разговоров у «Воздвижения креста». Музей имени Пушкина. «Шедевры мюнхенской пинакотеки». Москва. Октябрь, 1984 год.
- Небольшое полотно, а когда смотришь на репродукции, то оно кажется огромным...
- Это оттого, что событие сгущено до предела и немало действующих лиц. Сравнительно раннее полотно Рембрандта.
- Почему - раннее? 1634 год. Уже написана «Анатомия доктора Тюлпа».
- Верно, однако Рембрандт шел вперед. Много нового оказывалось впереди в смысле света, цвета, композиции. Особенно - цвета.
- Это он писал для штатгальтера Оранского?
- Да. Пять картин «Страстей Христовых». Две - перед нами. Эта и «Вознесение Христа».
- Позвольте, а кто это в самом центре? У подножия креста. Что-то знакомое. Вот тот, в голубом.
- Да это же сам художник. Его автопортрет.
- Верно ведь! А церковь не сердилась? Взять да и поставить себя возле Христа!
- В том-то и дело, что сердилась. Придирались, разумеется, при любой возможности. То, что он библейские мотивы писал со своих современников-голландцев, кое-как прощали. Но вплетать в Евангелие самого себя? Это уж казалось слишком!

Содержание:
стр 1 - стр 2 - стр 3 - стр 4 - стр 5 - стр 6 - стр 7 - стр 8 - стр 9 - стр 10 - стр 11 - стр 12 - стр 13 - стр 14 - стр 15 - стр 16 - стр 17 - стр 18 - стр 19 - стр 20 - стр 21 - стр 22 - стр 23 - стр 24 - стр 25 - стр 26 - стр 27 - стр 28 - стр 29 - стр 30 - стр 31 - стр 32 - стр 33 - стр 34 - стр 35 - стр 36 - стр 37 - стр 38 - стр 39 - стр 40 - стр 41 - стр 42- стр 43 - стр 44 - стр 45 - стр 46 - стр 47 - стр 48 - стр 49 - стр 50 - стр 51 - стр 52 - стр 53 - стр 54 - стр 55 - стр 56 - стр 57 - стр 58 - стр 59 - стр 60 - стр 61 - стр 62 - стр 63 - стр 64


Гледис Шмитт. "Рембрандт". Исследование жизни и творчества Рембрандта » предисловие »



Книга первая:

Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Часть четвертая


Книга вторая:

Часть пятая
Часть шестая
Часть седьмая
Часть восьмая


Книга третья:

Часть девятая
Часть десятая
Часть одиннадцать
Часть двенадцать


Книга четверая:

Часть тринадцать
Часть четырнадцать
Часть пятнадцать
Часть шестнадцать


Книга пятая:

Часть семнадцать
Часть восемнадц
Часть девятнадц
Часть двадцатая



Художник Рембрандт Харменс Ван Рейн. Картины, рисунки, критика, биография
Rembrandt Harmens van Rain, 1606-1669   www.rembr.ru   e-mail: help(a)rembr.ru