На главную
Рембрандт
"Я всю жизнь во всем искал естественность природы, никогда не увлекался ложным блеском форм. Художника делает великим не то, что он изображает, а то, насколько правдиво воссоздает он в своем искусстве природу. Жизнь - это все для меня..."

Биография    
    Статьи
    Портреты
    Автопортреты       
    Мифология    
    Графика
    Жанры
Сын мельника    
    Нищета
    Счастье
    Нет традициям       
    Новые этапы    
    Бедность
    Итоги

Книжки о Рембрандте:   Г.Д.ГулиаГ.ШмиттА.КалининаТ.ФрисГ.НедошивинЭ.Фромантен

Рембрандт
Рембрандт.
Автопортрет, 1656


   
cвятое семейство
Святое семейство
и ангелы, 1645


   
   
Семейный портрет
Семейный портрет,
1666-1668


   

   
Жертвоприношение Авраама
Жертвоприношение
Авраама, 1635


Георгий Дмитриевич Гулиа. Рембрандт

Амстердам. Решгсмузеум. Март, 1984 год.
- Доктор ван Тил, вы по своей профессии и должности занимаетесь голландской живописью пятнадцатого - девятнадцатого веков. В центре вашего внимания, разумеется, Рембрандт ван Рейн. Какая, по-вашему, самая удивительная черта в характере Рембрандта?
- Удивляет его целеустремленность, несгибаемость в работе, требовательность к себе. Наверное, лучше об этом скажет вам директор Исторического музея господин Боб Хаак, автор замечательной монографии о Рембрандте...

- Господин Хаак, значит, Рембрандт есть сплав таланта и трудолюбия?
- Несомненно. До того как была написана картина об анатомии доктора Тюлпа, мы будет употреблять слово «талант», но после картины - слова «замечательный талант», а позже - «гений»... «Анатомия доктора Тюлпа» находится в Гааге. Эта удивительная вещь написана молодым художником из Лейдена в Амстердаме. После нее двери лучших домов Амстердама были открыты для него. Пришла завидная слава. Я напомню слова французского живописца и писателя Эжена Фромантена: «Рембрандт не только пишет с помощью света, но и рисует только самим светом». Сказано очень точно примерно сто лет тому назад...

Из разговоров в Гааге. Март - апрель, 1984 год.
- Портрет матери, портрет старика, автопортрет, «Апостол Павел в темнице» - это работы большого мастера.
- Но ведь был и Хале в Харлеме. Можно спорить, что выше - картины Халса или молодого «дотюлповского» Рембрандта...
- Автопортрет говорит сам за себя...
- А групповые портреты Халса?
- В автопортрете, писанном в двадцать три года, уже заложен автор «Анатомии доктора Тюлпа».
- Молодой человек уверенно смотрит в будущее...
- Нет, он пока глядит только вперед. До будущего здесь еще далеко.
- Это его навестил Гюйгенс в Лейдене?
- Да, его. Надо уточнить дату. Гюйгенс почувствовал силу настоящего мастера. Это он, несомненно, посоветовал Тюлпу выбрать Рембрандта. Но Тюлп и сам думал своей кодовой...
- Да, «Анатомия» - вещь удивительная.
- Она не свалилась сама собой. К ней вела трудная дорога.
- Верно, не сама собой... Но художник шел своей дорогой очень уверенно...

Из разговора на улице. Амстердам. Апрель, 1984 год.
- Скажите, пожалуйста...
- К вашим услугам.
- Эта улица носит имя Тюлпа?
- Да, эта. А недалеко отсюда - площадь тоже его имени.
- Тюлп... Доктор, профессор?
- Тот самый... Которого Рембрандт изобразил...
- Благодарю вас!

Из разговора в кафе на Хаарлеммерстраат. Лейден, 1984 год.
- И все-таки надо отдать должное мастеру Сваненбюргу. Если бы не он, возможно, Лейден не стал бы родиной прекрасных картин и офортов Рембрандта.
- Как сказать. Когда гений начинает свое поступательное движение - остановить его немыслимо. Только смерть может возвести непреодолимую преграду.
- И тем не менее, малоизвестные миру Сваненбюрги делают большое дело. Разве мало научить юношу отлично тереть краски?
- Верно, это важно.
- А отбеливать масла?
- Тоже дело.
- На мой взгляд, Сваненбюрги играют большую роль: они дают толчок, а сами часто остаются в тени.
- Но надо суметь воспользоваться этим толчком...

Доктор Тюлп приехал в прекрасном экипаже, запряженном парой лошадей. Он был одет в новый камзол, на нем были новые башмаки. Воротник блистал голубизной. Доктор снял перчатки, небрежно бросил их на стул. Рембрандт встретил его с подобающей учтивостью. Ученики мастера - Бол, Фабрициус, ван Флит, де Конинк - находились в мастерской, готовые выполнить распоряжения учителя.
- Господин ван Рейн,- прямо с порога начал доктор Тюлп, - я к вам с деловым предложением.
- Милости прошу, господин Тюлп. Я жду вас и готов служить чем смогу.
Доктор снял шляпу и отдал ее Лисбет, которая появилась в эту самую минуту.
- Это моя сестра, доктор.
- Очень приятно. Я даже улавливаю сходство.
- Мои родные решили, что в большом городе на первых порах Лисбет окажет мне большую помощь.
Доктор обратился к Лисбет:
- Должен сказать, что ваша помощь, то есть помощь домашних, неоценима, хотя и не всегда видна простому глазу. Куда прикажете?
- Сюда, ваша милость, в столовую.
- А может, сначала в мастерскую? Мне хотелось бы взглянуть на ваши работы.
- Я весь обложен трупами,- пошутил художник.
- Думаю, что это на пользу делу, господин ван Рейн.- И доктор многозначительно улыбнулся.

Содержание:
стр 1 - стр 2 - стр 3 - стр 4 - стр 5 - стр 6 - стр 7 - стр 8 - стр 9 - стр 10 - стр 11 - стр 12 - стр 13 - стр 14 - стр 15 - стр 16 - стр 17 - стр 18 - стр 19 - стр 20 - стр 21 - стр 22 - стр 23 - стр 24 - стр 25 - стр 26 - стр 27 - стр 28 - стр 29 - стр 30 - стр 31 - стр 32 - стр 33 - стр 34 - стр 35 - стр 36 - стр 37 - стр 38 - стр 39 - стр 40 - стр 41 - стр 42- стр 43 - стр 44 - стр 45 - стр 46 - стр 47 - стр 48 - стр 49 - стр 50 - стр 51 - стр 52 - стр 53 - стр 54 - стр 55 - стр 56 - стр 57 - стр 58 - стр 59 - стр 60 - стр 61 - стр 62 - стр 63 - стр 64


Рекомендуемые сайты от Рембрандта:

• 

Гледис Шмитт. "Рембрандт". Исследование жизни и творчества Рембрандта » предисловие »



Книга первая:

Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Часть четвертая


Книга вторая:

Часть пятая
Часть шестая
Часть седьмая
Часть восьмая


Книга третья:

Часть девятая
Часть десятая
Часть одиннадцать
Часть двенадцать


Книга четверая:

Часть тринадцать
Часть четырнадцать
Часть пятнадцать
Часть шестнадцать


Книга пятая:

Часть семнадцать
Часть восемнадц
Часть девятнадц
Часть двадцатая



Художник Рембрандт Харменс Ван Рейн. Картины, рисунки, критика, биография
Rembrandt Harmens van Rain, 1606-1669   www.rembr.ru   e-mail: help(a)rembr.ru