Рембрандт. Автопортрет, 1656
|
|
Святое семейство и ангелы, 1645
|
|
|
Семейный портрет, 1666-1668
|
|
|
|
Жертвоприношение Авраама, 1635
|
Георгий Дмитриевич Гулиа. Рембрандт
Амстердам. Решгсмузеум. Март, 1984 год.
- Доктор ван Тил, вы по своей профессии и должности занимаетесь голландской живописью пятнадцатого - девятнадцатого веков. В центре вашего внимания, разумеется, Рембрандт ван Рейн. Какая, по-вашему, самая удивительная черта в характере Рембрандта?
- Удивляет его целеустремленность, несгибаемость в работе, требовательность к себе. Наверное, лучше об этом скажет вам директор Исторического музея господин Боб Хаак, автор замечательной монографии о Рембрандте...
- Господин Хаак, значит, Рембрандт есть сплав таланта и трудолюбия?
- Несомненно. До того как была написана картина об анатомии доктора Тюлпа, мы будет употреблять слово «талант», но после картины - слова «замечательный талант», а позже - «гений»... «Анатомия доктора Тюлпа» находится в Гааге. Эта удивительная вещь написана молодым художником из Лейдена в Амстердаме. После нее двери лучших домов Амстердама были открыты для него. Пришла завидная слава. Я напомню слова французского живописца и писателя Эжена Фромантена: «Рембрандт не только пишет с помощью света, но и рисует только самим светом». Сказано очень точно примерно сто лет тому назад...
Из разговоров в Гааге. Март - апрель, 1984 год.
- Портрет матери, портрет старика, автопортрет, «Апостол Павел в темнице» - это работы большого мастера.
- Но ведь был и Хале в Харлеме. Можно спорить, что выше - картины Халса или молодого «дотюлповского» Рембрандта...
- Автопортрет говорит сам за себя...
- А групповые портреты Халса?
- В автопортрете, писанном в двадцать три года, уже заложен автор «Анатомии доктора Тюлпа».
- Молодой человек уверенно смотрит в будущее...
- Нет, он пока глядит только вперед. До будущего здесь еще далеко.
- Это его навестил Гюйгенс в Лейдене?
- Да, его. Надо уточнить дату. Гюйгенс почувствовал силу настоящего мастера. Это он, несомненно, посоветовал Тюлпу выбрать Рембрандта. Но Тюлп и сам думал своей кодовой...
- Да, «Анатомия» - вещь удивительная.
- Она не свалилась сама собой. К ней вела трудная дорога.
- Верно, не сама собой... Но художник шел своей дорогой очень уверенно...
Из разговора на улице. Амстердам. Апрель, 1984 год.
- Скажите, пожалуйста...
- К вашим услугам.
- Эта улица носит имя Тюлпа?
- Да, эта. А недалеко отсюда - площадь тоже его имени.
- Тюлп... Доктор, профессор?
- Тот самый... Которого Рембрандт изобразил...
- Благодарю вас!
Из разговора в кафе на Хаарлеммерстраат. Лейден, 1984 год.
- И все-таки надо отдать должное мастеру Сваненбюргу. Если бы не он, возможно, Лейден не стал бы родиной прекрасных картин и офортов Рембрандта.
- Как сказать. Когда гений начинает свое поступательное движение - остановить его немыслимо. Только смерть может возвести непреодолимую преграду.
- И тем не менее, малоизвестные миру Сваненбюрги делают большое дело. Разве мало научить юношу отлично тереть краски?
- Верно, это важно.
- А отбеливать масла?
- Тоже дело.
- На мой взгляд, Сваненбюрги играют большую роль: они дают толчок, а сами часто остаются в тени.
- Но надо суметь воспользоваться этим толчком...
Доктор Тюлп приехал в прекрасном экипаже, запряженном парой лошадей. Он был одет в новый камзол, на нем были новые башмаки. Воротник блистал голубизной. Доктор снял перчатки, небрежно бросил их на стул.
Рембрандт встретил его с подобающей учтивостью. Ученики мастера - Бол, Фабрициус, ван Флит, де Конинк - находились в мастерской, готовые выполнить распоряжения учителя.
- Господин ван Рейн,- прямо с порога начал доктор Тюлп, - я к вам с деловым предложением.
- Милости прошу, господин Тюлп. Я жду вас и готов служить чем смогу.
Доктор снял шляпу и отдал ее Лисбет, которая появилась в эту самую минуту.
- Это моя сестра, доктор.
- Очень приятно. Я даже улавливаю сходство.
- Мои родные решили, что в большом городе на первых порах Лисбет окажет мне большую помощь.
Доктор обратился к Лисбет:
- Должен сказать, что ваша помощь, то есть помощь домашних, неоценима, хотя и не всегда видна простому глазу. Куда прикажете?
- Сюда, ваша милость, в столовую.
- А может, сначала в мастерскую? Мне хотелось бы взглянуть на ваши работы.
- Я весь обложен трупами,- пошутил художник.
- Думаю, что это на пользу делу, господин ван Рейн.- И доктор многозначительно улыбнулся.
Содержание:
стр 1 -
стр 2 -
стр 3 -
стр 4 -
стр 5 -
стр 6 -
стр 7 -
стр 8 -
стр 9 -
стр 10 -
стр 11 -
стр 12 -
стр 13 -
стр 14 -
стр 15 -
стр 16 -
стр 17 -
стр 18 -
стр 19 -
стр 20 -
стр 21 -
стр 22 -
стр 23 -
стр 24 -
стр 25 -
стр 26 -
стр 27 -
стр 28 -
стр 29 -
стр 30 -
стр 31 -
стр 32 -
стр 33 -
стр 34 -
стр 35 -
стр 36 -
стр 37 -
стр 38 -
стр 39 -
стр 40 -
стр 41 -
стр 42-
стр 43 -
стр 44 -
стр 45 -
стр 46 -
стр 47 -
стр 48 -
стр 49 -
стр 50 -
стр 51 -
стр 52 -
стр 53 -
стр 54 -
стр 55 -
стр 56 -
стр 57 -
стр 58 -
стр 59 -
стр 60 -
стр 61 -
стр 62 -
стр 63 -
стр 64
|
|